Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Закон Чувашской Республики от 15 апреля 1996 г. № 7 «О защите населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями, внесенными законами Чувашской Республики от 23 октября 2000 г. № 28, от 27 декабря 2001 г. № 55, от 24 ноября 2004 г. № 45, от 5 октября 2007 г. № 58)

Законом Чувашской Республики от 5 октября 2007 г. N 58 в настоящий Закон внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Закона

См. текст Закона в предыдущей редакции

Принят Государственным Советом Чувашской Республики 3 апреля 1996 года

Настоящий закон определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Чувашской Республики (далее - население), всего земельного, водного. воздушного пространства в пределах Чувашской Республики или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации), и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Глава I
Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций в промышленности, на транспорте, в энергетике и сельском хозяйстве Чувашской Республики см. постановление Чувашской Республики N 203 от 30 июня 1993 г.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудиои (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и Чувашской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Законодательство Российской Федерации и Чувашской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и настоящего закона, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики.

Статья 3. Цели настоящего закона

Целями настоящего закона являются:

снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим законом не регулируются.

Статья 4. Республиканская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Республиканская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций в Чувашской Республике, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами республиканской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

прогнозирование и оценка социально-экономических и экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное и межрегиональное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования республиканской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаций, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территория от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций в Чувашской Республике в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления и администрации организаций в Чувашской Республике обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и мерах, принятых по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения населения, органов государственной власти Чувашской Республики, Российской Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в Чувашской Республике информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Чувашской Республики.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций республиканского характера в порядке, установленном федеральным законом.

Глава II
Полномочия органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 8. Полномочия Президента Чувашской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Президент Чувашской Республики:

определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики основные направления государственной политики и принимает решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

утратил силу;

См. текст абзаца третьего статьи 8

принимает решение о создании органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 9. Полномочия Государственного Совета Чувашской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственный Совета Чувашской Республики: принимает законы и иные нормативные правовые акты Чувашской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

утверждает резерв финансовых ресурсов, направляемых Кабинетом Министров Чувашской Республики на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Статья 10. Полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Кабинет Министров Чувашской Республики:

издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики, законов Чувашской Республики и нормативных правовых актов Президента Чувашской Республики постановления, распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и республиканского характера и осуществляет контроль за их исполнением;

содействует выполнению на территории Чувашской Республики специальных федеральных программ и проведению научно-исследовательских работ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального и республиканского характера;

организует разработку и обеспечивает выполнение специальных территориальных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и республиканского характера;

определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности органов исполнительной власти Чувашской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство республиканской системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создает республиканский резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и республиканского характера, а также определяет порядок использования указанных резервов; при необходимости осуществляет использование федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и республиканского характера в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивает контроль за режимом хранения, условиями перевозки и за порядком использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдением при этом необходимых мер безопасности;

обеспечивает защиту населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и республиканского характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов, бюджетам городских округов при возникновении чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;

осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и республиканского характера, гарантирует гласность, обеспечивает своевременное оповещение и оперативное информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и республиканского характера;

осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и республиканского характера и обеспечивает их проведение;

организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и республиканского характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и республиканского характера.

контролирует осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий через орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия контроля определяются нормативными правовыми актами Чувашской Республики;

содействует федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

2. Полномочия органов местного самоуправления в Чувашской Республике в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации.

Глава III
Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 11. Орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Для осуществления управления и координации деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций решением Президента Чувашской Республики создается орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики) (министерство, комитет).

Организация деятельности уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики определяется Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Чувашской Республики.

См. Положение о Государственном комитете Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 октября 2003 г. N 245

Основными направлениями деятельности уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики являются:

осуществление межотраслевого регулирования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение на территории Чувашской Республики мероприятий в области гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечение управления республиканской системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

руководство работами по ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций на территории Чувашской Республики, создание и обеспечение готовности сил и средств, необходимых для этих целей;

организация разработки и реализация республиканских целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территорий республики, на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при их возникновении;

координация работ по созданию республиканских чрезвычайных фондов: финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических резервов;

организация подготовки населения, должностных лиц и формирований республиканской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях;

осуществление на территории Чувашской Республики государственного надзора за выполнением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и действиям при их возникновении.

Статья 12. Органы повседневного управления

Кабинет Министров Чувашской Республики, уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики создают органы повседневного управления республиканской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, дежурную службу уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики и другие необходимые службы.

Порядок создания, функционирования и обеспечения их деятельности определяется настоящим законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики.

Статья 13. Силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Кабинет Министров Чувашской Республики, уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики в соответствии с Положением о нем создают аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные службы (формирования), службы наблюдения и контроля для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 14. Обязанности других органов исполнительной власти Чувашской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Органы исполнительной власти Чувашской Республики организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере своей деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики.

2. Органы исполнительной власти Чувашской Республики:

разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и социальной сферы в чрезвычайных ситуациях;

утверждают и издают в соответствии с отраслевыми требованиями правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;

обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;

финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;

организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;

разрабатывают и доводят до сведения организаций нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

3. Руководители органов исполнительной власти Чувашской Республики несут предусмотренную законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций.

4. Органы исполнительной власти Чувашской Республики принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

5. Органы исполнительной власти Чувашской Республики, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках республиканской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

См. постановление Кабинета Министров Чувашской Республики N 114 от 1 апреля 1996 г. о территориальной подсистеме Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Статья 15. Исключена.

См. текст статьи 15

Статья 16. Исключена.

См. текст статьи 16

Статья 17. Привлечение дополнительных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Чувашской Республике

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Чувашской Республике при недостаточности собственных сил и средств Кабинетом Министров Чувашской Республики привлекаются специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Применение сил и средств органов внутренних дел при ликвидации чрезвычайных ситуаций

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики.

Глава IV
Права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чувашской Республики, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

Статья 19. Права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чувашской Республики, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Чувашской Республики, имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории Чувашской Республики, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляемых гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Чувашской Республики, устанавливаются законодательством Чувашской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Исключена.

См. текст статьи 20

Глава V
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Статья 21. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Российской Федерации. Решение об организации подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций принимается Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации руководители и другие работники органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций в Чувашской Республике проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.

Статья 22. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в республиканскую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, организациями.

Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Глава VI
Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 23. Финансирование целевых программ

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Статья 24. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики

Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики является расходным обязательством Чувашской Республики.

Статья 25. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

республиканского и межмуниципального характера является расходным обязательством Чувашской Республики;

в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Статья 26. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов в Чувашской Республике для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок создания и использования резервов, финансируемых за счет республиканского бюджета Чувашской Республики, и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики N 517-р от 27 сентября 1994 г. утверждена Инструкция об учете и отчетности за использованием средств на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики

Статья 27. Резервы финансовых и материальных ресурсов Чувашской Республики для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов в Чувашской Республике для ликвидации чрезвычайных ситуаций составляют:

общереспубликанские резервы, включающие в себя резервный фонд Кабинета Министров Чувашской Республики, министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, создаваемые за счет республиканского бюджета Чувашской Республики;

местные резервы - резервы органов местного самоуправления, создаваемые за счет средств местного бюджета;

объектовые резервы - резервы организаций, создаваемые за счет собственных средств организаций.

Создание и использование общереспубликанского, местных и объектовых резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также восполнение использованных средств осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Номенклатура и объемы материальных и финансовых ресурсов определяются органом, их создающим, в соответствии с прогнозом последствий чрезвычайных ситуаций.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются по продовольствию и пищевому сырью, медицинскому имуществу и медикаментам, транспортным средствам, топливу, средствам индивидуальной защиты, а также другим материально-техническим ресурсам.

Средства на создание резервов общереспубликанских материальных ресурсов выделяются отдельной строкой в статье расходов республиканского бюджета Чувашской Республики.

Глава VII
Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 28. Государственная экспертиза проектной документации особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности

Проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 29. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Должностные лица и граждане Российской Федерации, проживающие на территории Чувашской Республики, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Глава VIII
Заключительные положения

Статья 31. Вступление закона в силу

Настоящий закон Чувашской Республики вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 32. Исключена.

См. текст статьи 32

Президент

Чувашской Республики

Н.Федоров

г.Чебоксары, Дом Советов,

15 апреля 1996 года

N 7