Организационно-методические указания Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – руководителя гражданской обороны Чувашской Республики от 14 января 2011 г. №1 по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2011 - 2013 годы
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ – РУКОВОДИТЕЛЬ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны
и территориальной подсистемы Чувашской Республики единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 20112013 годы
от « 14 » января 2011 г. № 1
г. Чебоксары
Руководителям органов исполнительной власти Чувашской Республики
Руководителям территориальных органов феде-ральных органов исполнительной власти
Главам администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики
Руководителям аварийно-спасательных форми-рований Чувашской Республики
Настоящие Организационно-методические указания разработаны в целях
совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны (далее – ГО), территориальной подсистемы Чувашской Республики единой госу-дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(далее – ТП РСЧС Чувашской Республики) в области ГО, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(далее – ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на вод-ных объектах.
Главной задачей по подготовке органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики считать совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области ГО,
защиты населения и территорий от ЧС, снижение рисков и смягчение последствий от ЧС, укрепление оборонного потенциала, стабильного социально-экономи-ческого развития, а также совершенствование системы защиты населения в мирное и военное время.
В целях совершенствования подготовки органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики предлагаю:
Основными задачами считать:
в области ГО:
продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и мето-дической базы Чувашской Республики и муниципальных образований с учетом со-временных требований, направленных на формирование нового облика системы ГО Чувашской Республики;
дальнейшее совершенствование сил ГО, повышение их мобильности и ос-нащенности современными техническими средствами и технологиями ведения ава-рийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР);
активизацию работы по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
совершенствование организации учета, содержания и использования средств защиты населения и объектов ГО, а также подготовки мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприя-тий по ГО и защите населения;
выполнение мероприятий по повышению готовности территориальной авто-матизированной системы централизованного оповещения населения (далее – ТАСЦО) Чувашской Республики;
обеспечение сохранности имеющегося фонда средств коллективной защиты населения и недопущение преждевременного и неправомерного снятия с учета за-щитных сооружений ГО (далее – ЗС ГО);
в области защиты населения и территорий от ЧС:
повышение эффективности деятельности координационных органов ТП РСЧС Чувашской Республики;
совершенствование:
взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполни-тельной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций с органами повседневного управления и силами постоянной готовности ТП РСЧС Чувашской Республики при выполнении задач по предназначению в ЧС;
нормативной правовой базы Чувашской Республики, муниципальных обра-зований в области защиты населения и территорий от ЧС;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств ТП РСЧС Чу-вашской Республики к реагированию на ЧС, совершенствование системы монито-ринга и прогнозирования ЧС, развитие систем информационного обеспечения;
создание:
резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
страховых фондов документации на объекты повышенного риска (потенци-ально опасные) и объекты систем жизнеобеспечения населения;
создание и поддержание необходимых условий для обеспечения жизнедея-тельности пострадавшего населения;
участие в реализации проекта создания в Чувашской Республике системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112»
на базе единых дежурно-диспетчерских служб (далее – ЕДДС) муниципальных об-разований;
участие в развитии на территории Чувашской Республики сегмента Обще-российской комплексной системы информирования и оповещения населения в мес-тах массового пребывания людей (далее – ОКСИОН);
в области обеспечения пожарной безопасности:
осуществление комплекса мероприятий, направленных на снижение количе-ства пожаров и гибели людей при пожарах, совершенствование технологий туше-ния пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, внедрение современных технических средств профилактики пожаров и пожаротушения;
совершенствование технической подготовки пожарной техники и пожарно-технического оборудования противопожарной службы Чувашской Республики;
развитие и совершенствование нормативной правовой базы Чувашской Рес-публики и муниципальных образований по вопросам пожарной безопасности;
содействие в развитии добровольной пожарной охраны;
в области обеспечения безопасности людей на водных объектах:
повышение эффективности контроля за обеспечением безопасности людей на водных объектах;
повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреж-дению аварийности судов и несчастных случаев с людьми на водных объектах;
совершенствование взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Рес-публики и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения безопасно-сти людей на водных объектах.
Руководителям органов исполнительной власти Чувашской Республи-ки, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, председателям комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ПБ) основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики направить на:
совершенствование нормативной правовой и методической базы по вопро-сам ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасно-сти и безопасности людей на водных объектах;
организацию работы по реальному накоплению резервов материальных ре-сурсов для ликвидации ЧС;
развитие системы подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обес-печения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
обеспечение готовности к использованию по предназначению ТАСЦО Чу-вашской Республики;
создание и развитие на территории Чувашской Республики в рамках феде-ральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» сегмента ОКСИОН в целях подготовки и обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка;
принятие мер по выполнению распоряжения Правительства Российской
Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р в части, касающейся реконструкции действующих и создания новых, в том числе в районах размещения потенциально опасных объектов, локальных систем оповещения, создания запасов мобильных средств оповещения населения;
принятие мер по всестороннему обеспечению деятельности государственно-го образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Учебно-методический центр гражданской защиты» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее – ГОУ ДПО «УМЦ ГЗ» ГКЧС Чувашии), курсов ГО гг. Чебоксары и Новочебоксарска, учебно-консультационных пунктов;
продолжение работы по формированию необходимых объемов финансовых средств на создание и оснащение подразделений пожарной охраны техническими средствами, предназначенными для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
создание и своевременное освежение запасов (резервов) средств индивиду-альной защиты (далее – СИЗ) и другого имущества ГО, поддержание в готовности ЗС ГО;
дальнейшее создание и оснащение нештатных аварийно-спасательных фор-мирований (далее – НАСФ) и спасательных служб необходимыми специальными оборудованием, инструментами и техникой;
обеспечение разработки и внедрения паспортов безопасности потенциально опасных объектов и административно-территориальных единиц Чувашской Рес-публики;
реализацию в Чувашской Республике, муниципальных образованиях поло-жений Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающихся включе-ния в документы планирования правил землепользования и застройки, нормативов градостроительного проектирования и строительства пожарных депо, устройства систем противопожарного водоснабжения и зонирования, обеспечения подъезда и расстановки пожарной техники и др.;
формирование «культуры безопасности» населения, в том числе в ЧС, свя-занных с дорожно-транспортными происшествиями, бытовыми и лесными пожа-рами, туристической деятельностью, происшествиями на водных объектах;
подготовку органов местного самоуправления в соответствии с Федераль-ным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к решению задач по ГО, защи-те населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопас-ности людей на водных объектах;
совершенствование форм и методов информационного обеспечения деятель-ности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, активное использование возможности электронных, печатных средств массовой информации, наружной рекламы;
совершенствование автоматизированной информационно-управляющей сис-темы ТП РСЧС Чувашской Республики.
Задачи по оперативной подготовке
Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:
участие во Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению ме¬роприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год;
участие во Всероссийском совещании по вопросам ГО и защиты населения с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителями федеральных органов исполнительной власти;
организацию и проведение учебно-методического сбора по подведению ито-гов деятельности ТП РСЧС Чувашской Республики, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год.
Основными формами оперативной подготовки органов управления системы ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики определить командно-штабные учения
(далее – КШУ) и командно-штабные (штабные) тренировки (далее – КШТ (ШТ), тренировки центр управления кризисными ситуациями (далее – ЦУКС) территори-ального органа МЧС России по Чувашской Республике с органами повседневного управления функциональных подсистем ТП РСЧС Чувашской Республики, а также сборы, групповые и практические занятия.
Последовательность выполнения упомянутых мероприятий определить:
для органов исполнительной власти Чувашской Республики:
ежеквартально:
тренировки комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
участие органов повседневного управления функциональных подсистем
ТП РСЧС Чувашской Республики в тренировках ЦУКС территориального органа МЧС России по Чувашской Республике;
подведение итогов с оперативными службами органов повседневного управ-ления по организации взаимодействия при ликвидации последствий ЧС на базе ЦУКС территориального органа МЧС России по Чувашской Республике;
для органов местного самоуправления:
тренировки комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности – ежеквартально;
тренировки ЕДДС муниципальных образований с оперативной дежурной сменой ЦУКС территориального органа МЧС России по Чувашской Республике – ежедневно.
Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в том числе вызванных террористическими актами, проводить с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке насе-ления в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха-рактера».
Проводить двухстепенные (многостепенные) учения (тренировки). В год, ко-гда не проводятся КШУ, проводить КШТ (ШТ).
При проведении учений (тренировок) особое внимание уделять оценке реа-листичности:
планов ГО Чувашской Республики, органов местного самоуправления и ор-ганизаций;
планов действий Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации ЧС;
планов основных мероприятий Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций на год;
организации взаимодействия ЦУКС территориального органа МЧС России по Чувашской Республике с органами повседневного управления функциональных подсистем ТП РСЧС Чувашской Республики при ликвидации ЧС;
выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуа-ции населения.
При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение меро-приятий по приведению органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Рес-публики в различные степени готовности, переводу ГО на работу в условиях воен-ного времени, защиты населения и культурных ценностей от опасностей, возни-кающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными тер-риториальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного само-управления.
Темы учений (тренировок) определять исходя из задач, выполняемых
ТП РСЧС Чувашской Республики.
При подготовке и проведении учений (тренировок) совместно с территори-альными органами федеральных органов исполнительной власти, органами испол-нительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления вы-делять в состав штаба руководства заместителя руководителя учений (начальника штаба руководства) и оперативные группы (по согласованию).
В целях проверки готовности ТП РСЧС Чувашской Республики, координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС в установлен-ном порядке планировать и проводить:
мероприятия по оперативной подготовке с органами управления, силами ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики;
не менее двух КШУ в год продолжительностью до 3 суток с органами управления системы ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики.
Перед началом характерных для Чувашской Республики ЧС (весенний паво-док, лесные пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период и т.д.) спланировать проведение тренировок по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией, реагированию на возникающие ЧС.
В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:
органам исполнительной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления – практические занятия по действиям должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления, КЧС и ПБ при ликвидации ава-рий на потенциально опасных объектах и организации защиты населения в ЧС;
руководителям организаций – показные занятия с аварийно-спасательными формированиями (далее – АСФ) по ликвидации ЧС и организации эвакуации рабо-чих и служащих;
КШУ, тактико-специальные (специальные) учения, КШТ (ШТ) по комплекс-ным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемые на соответст-вующей территории, перевода ГО в высшие степени готовности.
Оценку обстановки и выработку решений в ходе учений и тренировок
по выполнению задач ГО, ликвидации ЧС осуществлять на основе оперативных расчетов с привлечением ЕДДС муниципальных образований для обработки ин-формации.
Использовать информацию о реально складывающейся на территории об-становке с применением типовых моделей и методик решения оперативных задач.
При проведении практических занятий на местности и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям ЧС. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки с использо-ванием СИЗ органов дыхания.
При проведении практических мероприятий обеспечивать соблюдение мер безопасности.
Для органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики началом учебного года считать 11 января, окончанием учебного года – 30 ноября.
Принимать участие в создании ЕДДС – 112 и техническом оснащении в рам-ках реализации Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных опе-ративных служб через единый номер «112» на базе ЕДДС муниципальных образо-ваний.
Продолжить работу по:
повышению оперативности действий в повседневном управлении силами
ТП РСЧС Чувашской Республики, взаимодействию с оперативными дежурными службами ТП РСЧС Чувашской Республики, АСФ при ликвидации ЧС, тушении пожаров;
совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования возможных ЧС на основе рисков их возникновения на объектах экономики, своевременном до-ведении прогноза и контроля выполнения превентивных мероприятий;
совершенствованию деятельности в области создания, сохранения и исполь-зования страховых фондов документации на объекты повышенного риска (потен-циально опасные) и объекты систем жизнеобеспечения населения;
организации тесного взаимодействия ЕДДС муниципальных образований с дежурно-диспетчерскими службами организаций по вопросам приема, обработки, передачи информации на реагирование возникающих ЧС и происшествия;
укомплектованию ЕДДС аварийными и аварийными медицинскими карточ-ками на все аварийные химически опасные вещества, перечнями потенциально опасных объектов с прогнозируемыми последствиями радиационных, химических и биологических ЧС;
оснащению ЕДДС современными средствами связи;
организации прямых связей ЕДДС с подразделениями пожарной охраны, го-сударственным учреждением «Чувашская республиканская поисково-спасательная служба» ГКЧС Чувашии, дежурно-диспетчерской службой потенциально опасных объектов.
Подготовку специалистов ЕДДС (ДДС) осуществлять:
в ГОУ ДПО «УМЦ ГЗ» ГКЧС Чувашии, на курсах ГО гг. Чебоксары и Ново-чебоксарка, учебном пункте территориального органа МЧС России по Чувашской Республике;
в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке – один день в месяц по 6-8 часов, тематику определять исходя из решаемых вопросов и характер-ных ЧС;
в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;
в ходе проведения тренировок со сменами ЕДДС (ДДС) при проведении раз-личных учений и тренировок с органами управления и силами ТП РСЧС Чувашской Республики, на которые привлекаются ЕДДС (ДДС).
В ходе подготовки персонала ЕДДС (ДДС) особое внимание сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения (возникновении) ЧС, своевременном оповещении органов управления и сил ТП РСЧС Чувашской Рес-публики, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.
Не реже одного раза в полгода проводить зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов ЕДДС (ДДС) к работе.
Задачи по подготовке органов управления и АСФ
Основные усилия при подготовке органов управления и АСФ направить
на дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении аварий-но-спасательных работ в различных ситуациях АСФ и организации взаимодействия в сложных условиях.
Органам исполнительной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления и руководителям организаций проводить подготовку АСФ в со-ответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасатель-ных формирований и спасателей» и от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке на-селения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Программой первоначальной подготовки спасателей Российской Феде-рации, утвержденной Межведомственной комиссией по аттестации АСФ, спасате-лей и образовательных учреждений по их подготовке, и ведомственными програм-мами подготовки спасателей.
При подготовке АСФ и профессиональных спасателей независимо от ведом-ственной принадлежности особое внимание уделять специальной и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в ЧС.
При проведении тактико-специальных учений, тренировок с АСФ создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС.
В год, когда не проводятся тактико-специальные учения, проводить трени-ровки с АСФ или отдельно со всеми структурными подразделениями АСФ в тече-ние года.
Планировать с АСФ проведение тактико-специальных учений и тренировок перед наступлением сезонных ЧС, характерных для Чувашской Республики, угро-жающих безопасности населения, территорий и организаций.
В ходе проведения тактико-специальных учений отрабатывать вопросы ор-ганизации взаимодействия АСФ с подразделениями органов внутренних дел, учре-ждениями здравоохранения, территориальным органом МЧС России по Чувашской Республике, подразделениями пожарной охраны и спасателям-общественниками.
Провести уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС Чувашской Республики, муниципальных образований, организаций, обратив особое внимание на вопросы прогнозирования ЧС, состав группировки сил, их эшело-нирование, наличие АСФ, их укомплектованности, оснащенности согласно решае-мым задачам.
Оказывать методическую помощь молодежным общественным объединени-ям, ведущим работу по подготовке спасателей. При привлечении общественных спасательных объединений (общественных спасателей) к ликвидации ЧС или про-ведению тренировок координировать их деятельность или усиливать ими АСФ, за-крепляя общественных спасателей за наиболее подготовленными специалистами АСФ.
Обучение специалистов АСФ с целью повышения квалификации проводится в ГОУ ДПО «УМЦ ГЗ» ГКЧС Чувашии или иных образовательных учреждениях на договорной основе.
Особенности подготовки НАСФ
Основные усилия сосредоточить на подготовке НАСФ потенциально опас-ных объектов.
Органам исполнительной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления разработать и вести реестры организаций, создающих НАСФ, в соответствии с Методическими рекомендациями МЧС России от 2006 года.
В обучении руководителей и личного состава НАСФ основное внимание уделять организации и проведению практических занятий на объектах экономики.
Основой проверки готовности НАСФ к действиям по предназначению счи-тать качественную организацию и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте с выполнением необходимых для данной организации задач.
Периодичность проведения учений (тренировок) с привлечением НАСФ осуществлять в соответствии с постановлением Правительства Российской Феде-рации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». С этой целью иметь перспективные планы проверки готовности сил ГО к действиям по предна-значению.
Ежегодно в период сборов с руководящим составом для всех категорий ор-ганов управления и организаций проводить показные учения с привлечением НАСФ.
Планировать на учениях с НАСФ отработку задач по ликвидации последст-вий террористических актов, при переводе экономики с мирного на военное время во взаимодействии с другими силами ГО и НАСФ органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления. В ходе учений отраба-тывать учебные вопросы с использованием СИЗ и приборов радиационной и хими-ческой разведки.
Состояние готовности НАСФ к действиям по предназначению осуществлять при проведении КШУ с органами управления с привлечением территориальных и объектовых НАСФ.
При определении готовности НАСФ к действиям по предназначению также оценивать:
обеспеченность формирований СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой;
порядок хранения материально-технических средств и их готовность к ис-пользованию;
состояние пунктов управления;
время сбора формирований и выхода в районы сосредоточения или к объек-там проведения работ.
Ежегодно проводить анализ методического руководства создания, подготов-ки и обеспечения готовности сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики. По ре-зультатам анализа до 10 декабря подводить итоги, отражать их в годовых распоря-дительных документах, в которых определять состояние сил ГО и ТП РСЧС Чу-вашской Республики и намечать пути их совершенствования.
Особенности подготовки поисково-спасательных формирований Чу-вашской Республики
Главной задачей поисково-спасательных формирований (далее – ПСФ) счи-тать дальнейшее повышение их готовности к ведению поисково-спасательных ра-бот в ЧС.
Подготовку руководящего состава ПСФ направить на выработку организа-торских и методических навыков проведения комплекса мероприятий по организа-ции деятельности подчиненных формирований к выполнению задач по предназна-чению.
Основными формами подготовки руководящего состава считать участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках, комплексных и целевых про-верках, а также реагирование на ЧС.
Повышение квалификации начальников ПСФ и их заместителей осуществ-лять в Институте развития МЧС России, Академии гражданской защиты МЧС Рос-сии, также в ходе проведения учебных сборов региональными центрами МЧС Рос-сии. В результате обучения они должны уметь оперативно и эффективно осущест-влять руководство подчиненными формированиями, прогнозировать и оценивать обстановку, границы зон и масштабы ЧС, принимать экстренные меры по обеспе-чению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимо-действие ПСФ с силами ТП РСЧС Чувашской Республики.
Профессиональную подготовку спасателей организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации ПСФ в составе дежурных смен. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2 класса, преподавате-лей (специалистов) ГОУ ДПО «УМЦ ГЗ» ГКЧС Чувашии, учебного пункта терри-ториального органа МЧС России по Чувашской Республике.
При проведении практических занятий основное внимание обратить на при-обретение навыков и умений по предметам обучения и соблюдение правил и мер безопасно¬сти при проведении аварийно-спасательных работ.
Повышение квалификации спасателей проводить в образовательных учреж-дениях МЧС России, а также на базе центров подготовки спасателей:
40 Российского центра подготовки спасателей, 179 Спасательного центра МЧС России;
Центра стажировки отряда «Центроспас» и Туапсинского филиала отряда «Центроспас»;
других региональных поисково-спасательных отрядов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Спасателей, которым требуется специальная подготовка с выдачей квалифи-кационных документов (водолазных врачей, водолазных специалистов, парамеди-ков, газоспасателей, горноспасателей, водителей маломерных судов и др.),
направлять для обучения на договорной основе в образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.
Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводить в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей Российской Федерации от 1999 года в ГОУ ДПО «УМЦ ГЗ» ГКЧС Чувашии, учебном пункте территориального органа МЧС России по Чувашской Республике и в составе своих формирований.
Квалификационные испытания (зачеты) по водной, горной подготовке пла-нировать и проводить 1 раз в полгода в период учебных сборов.
На учениях и тренировках практически отрабатывать вопросы взаимодейст-вия с силами постоянной готовности ТП РСЧС Чувашской Республики.
Противопожарная подготовка. Проводить пожарно-тактические учения спа-сателей не реже 1 раза в полгода согласно плану противопожарной защиты терри-тории (объекта) во взаимодействии с подразделения пожарной охраны.
Медицинская подготовка. Проводить не реже 1 раза в месяц тренировки спа-сателей по отработке нормативов по оказанию первой помощи в ЧС.
Водная подготовка.
Практические занятия спасателей по водной подготовке проводить в период учебных сборов. Отдельные разделы программ подготовки отрабатывать непосред-ственно в местах постоянной дислокации формирований с учетом особенностей местных водных акваторий.
В ходе занятий научить спасателей правилам поведения на воде, эксплуата-ции водных судов, организации безопасного плавания, особенностям спасания и оказания первой медицинской помощи людям, пострадавшим на воде.
Особое внимание уделять обучению правилам и мерам безопасности при сплавах по рекам повышенной сложности прохождения.
Водолазная подготовка.
Первоначальное обучение и повышение квалификации спасателей-водолазов и водолазных врачей проводить в условиях специализированных учебных центров (организаций) на договорной основе, а также в 40-м Российском центре подготовки спасателей (г. Ногинск), в Центрах подготовки спасателей – Байкальского ПСО и Туапсинского филиала отряда «Центроспас» в соответствии с утвержденными про-граммами по водо¬лазной подготовке и Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах.
Сборы водолазных специалистов и водолазных врачей ПСФ МЧС России проводить ежегодно с приемом зачетов для подтверждения квалификации.
Учебные сборы водолазных специалистов, водолазных врачей и спасателей-водолазов проводить не реже 1 раза в год со сдачей зачетов для подтверждения квалификации водолаза.
Учебно-тренировочные сборы водолазов-спасателей ПСФ с тренировочными погружениями и отработкой учебных задач проводить не реже 1 раза в полгода.
Техническая подготовка.
Основные усилия направить на отработку навыков эксплуатации автотранс-порта, аварийно-спасательного оборудования, средств связи в условиях ЧС, умение оперативно устранять неисправности, профессионально осваивать новые виды ава-рийно-спасательного оборудования и техники.
Особое внимание обратить на повышение эффективности и качества отра-ботки упражнений при ведении спасательных работ в условиях ДТП и соблюдение мер безопасности при работе с оборудованием, не допускать к эксплуатации не ос-видетельствованного органами Гостехэнергонадзора аварийно-спасательного инст-румента и оборудования.
Подготовку спасателей ПСФ к работе с аварийными химически опасными веществами (далее – АХОВ) осуществлять в ГОУ ДПО «УМЦ ГЗ» ГКЧС Чувашии, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий в местах постоянной дислокации.
Практическую работу с АХОВ осуществлять после аттестации на данный вид работ и при надлежащей технической оснащенности спасателей.
Физическая подготовка.
Занятия проводить 2 раза в неделю по 2 часа. Особое внимание уделить раз-витию силовой выносливости, умению длительно переносить высокие физические и психологические нагрузки. Контрольные занятия по физической подготовке со спасателями проводить 1 раз в месяц под руководством руководителей ПСФ с при-нятием зачетов, отработкой нормативов и выставлением оценок. Полученные оценки учитывать при последующей аттестации спасателей.
Время между зимним и летним периодами обучения использовать для разви-тия и совершенствования учебно-материальной базы ПСФ, проведения необходи-мых работ по обустройству (ремонту) тренажерных комплексов.
Руководство подготовкой ПСФ.
Начальники ПСФ осуществляют организационное и методическое руково-дство профессиональным обучением спасателей и организуют контроль за его про-ведением.
Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Чувашской Республики при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителя-ми и личным составом ПСФ правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных работ, их практических навыков, физи¬ческих и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.
Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность ПСФ, уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттеста-ционных документов на право ведения аварийно-спасательных работ.
Задачи по подготовке подразделений пожарной охраны
Профессиональную подготовку и проведение занятий в подразделениях по-жарной охраны организовывать ежегодно до начала нового учебного года в соот-ветствии с Планом профессиональной подготовки подразделений пожарной охра-ны.
Подготовка личного состава подразделений пожарной охраны включает в себя следующие виды обучения:
специальное первоначальное обучение;
подготовку личного состава дежурных смен;
специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствую-щего состава;
служебную подготовку среднего и старшего начальствующего состава;
стажировку;
повышение квалификации;
переподготовку;
самостоятельную подготовку.
Подготовку личного состава дежурных смен подразделений пожарной охра-ны проводить в период дежурства.
Специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствую-щего состава подразделений пожарной охраны организовывать ежегодно и
осуществлять в форме специальных семинаров или инструкторско-методических занятий.
Специальную и служебную подготовку начальствующего состава подразде-лений пожарной охраны организовывать в органах управления и подразделениях пожарной охраны по месту службы.
В организационно-планирующих документах учитывать вопросы подготовки личного состава дежурных смен подразделений пожарной охраны на год, проведе-ние пожарно-тактических учений, занятий с пожарными расчетами по решению пожарно-тактических задач, тренировок со звеньями газодымозащитной службы, подготовки технических служб пожарной охраны.
Совместную подготовку подразделений пожарной охраны в масштабах ме-стных и территориальных гарнизонов пожарной охраны проводить в ходе пожарно-тактических учений и тренировок под руководством старшего должностного лица соответствующих гарнизонов.
Тактическую подготовку начальствующего состава пожарной охраны прово-дить в соответствии с Организационно-методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава ФПС МЧС России.
Занятия по решению пожарно-тактических задач проводить в количестве, устанавливаемом начальниками подразделений пожарной охраны, но не реже
1 раза в месяц с каждым дежурным караулом (в дневное и ночное время) пожарно-го подразделения, в районе выезда которого расположен изучаемый объект, в соот-ветствии с расписанием занятий.
Руководителями занятий по решению пожарно-тактических задач являются начальник и заместитель начальника пожарного подразделения.
Начальникам подразделений пожарной охраны при проведении занятий с выездом на объекты проводить корректировку планов тушения пожаров, а также проверку исправности систем пожарного водоснабжения.
Пожарно-тактические учения проводить на конкретных объектах или насе-ленных пунктах в условиях, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре.
На учения привлекать силы и средства более одного караула гарнизона по-жарной охраны, специальные службы, а также приспособленную для целей пожа-ротушения или другую технику.
На учениях совершенствовать практические навыки начальствующего соста-ва по руководству действиями пожарных подразделений при исполнении ими обя-занностей должностных лиц на пожаре (руководитель тушения пожара – РТП, на-чальник штаба пожаротушения – НШ, начальник тыла – НТ и др.), отрабатывать вопросы работы штаба пожаротушения, тыла и связи на пожаре, взаимодействие пожарных подразделений с инженерно-техническими работниками объекта и спе-циальными службами, а также приемы и способы тушения пожаров, наиболее пол-но совершенствовать физическую подготовку и морально-волевые качества лично-го состава.
Тренировочные учения проводить под руководством начальников (замести-телей начальников) подразделений пожарной охраны (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже 1 раза в квартал).
Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводить при ин-спектировании деятельности подразделений пожарной охраны или при подведении итогов подготовки за год (не реже 1 раза в год).
Показные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями по-жарной охраны в масштабе гарнизонов пожарной охраны не реже одного раза в по-лугодие (по одному в зимний и летний периоды обучения). На показные учения привлекать весь начальствующий и личный состав, свободный от несения службы.
Количество пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач в границах территориального или местного гарнизона пожарной охраны определяется Программой подготовки.
Доведение организационно-методических указаний
В целях осуществления координации и методического руководства подго-товкой органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также своевременной и качественной подготовки на всех уровнях государственного и муниципального управления орга-низационно-планирующих документов по подготовке органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики на 2011–2013 годы настоящие Организационно-методические указания довести до 15 января 2011 г. до территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления в Чувашской Республи-ке и руководителей АСФ.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики – руководитель
гражданской обороны Чувашской Республики
Н.Суслонова