Интервью Председателя ГКЧС Чувашии Петькова В.Н. республиканским средствам массовой информации
Вопрос: Государственная служба защиты и спасения Чувашской Республики существует с 1993 года. Что можно было бы сказать о проделанной, с этого времени, работе
Государственная служба защиты и спасения Чувашской Республики создана в августе 1993 года с образованием Комитета Чувашской Республики по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (с 1998 г. - Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).
До образования указанного Комитета в республике не было структуры, которая бы обеспечивала проведение единой государственной политики и практических мероприятий в области защиты людей от различных чрезвычайных ситуаций, а между тем, данная проблема была достаточно острой для республики. История не раз подтверждала необходимость и своевременность создания такой службы: ежегодные различные стихийные бедствия (ураганы, паводковые явления), техногенные аварии и катастрофы: аварии на магистральных газо-, нефте-, продуктопроводах, железнодорожные аварии и другие наносят значительный материальный и людской ущерб нашей республике.
Именно в целях предупреждения и экстренного реагирования на различные чрезвычайные ситуации и был создан наш Комитет.
Если говорить о проделанной работе, то нужно отметить, что за истекший период: налажен и систематизирован учет чрезвычайных ситуаций, происходящих на территории республики, что позволяет, основываясь на среднемноголетних учетных данных, в достаточной мере успешно прогнозировать их возникновение и планировать мероприятия по их предупреждению и ликвидации; сформирован единый республиканский орган управления по делам ГО и ЧС - наш Государственный комитет и органы управления подразделений сил экстренного реагирования; наработан определенный практический опыт выполнения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; сформирована нормативная правовая база, регулирующая отношения в данной области, так как эффективное решение стоящих задач без этого невозможно: принято 3 республиканских Закона, 4 Указа Президента Чувашской Республики (в том числе одним из первых был принят Н.В.Федоровым еще в 1994 г. Указ “О гражданской обороне Чувашской Республики”), 85 постановлений и распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики; созданы и развернуты силы и средства территориальной подсистемы РСЧС Чувашской Республики, в составе которых успешно функционируют 18 аварийно-спасательных формирований, различных по специфике деятельности, но объединенных одной общей задачей - выполнение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуаци-ях; начаты и осуществляются работы по созданию Единой дежурно-диспетчерской службы Чувашской Республики.
Вопрос: Каким характерным чрезвычайным ситуациям наиболее подвержена наша республика?
С самого начала нашей работы мы наладили учет чрезвычайных ситуа-ций, происходящих в республике, что дало возможность с достаточной долей достоверности прогнозировать возможные чрезвычайные ситуации, в том числе по типам, сфере и временным рамкам их возникновения.
Чрезвычайные ситуации природного характера: в зимнее время это чрезвычайные ситуации, связанные с метелями и снежными заносами, весной - паводковые явления, в летний период - лесные пожары, ураганы. Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью и респуб-лика риску их возникновения подвержена практически постоянно. Это такие, как аварии на промышленных предприятиях, сельском хозяйстве, на транспор-те, коммунально-энергетических сетях.
Всего же с 1993 года на территории Чувашской Республики зарегистри-ровано свыше 700 крупных чрезвычайных ситуаций различного характера, на-несших республике материальный ущерб в объеме более 2 млрд.рублей.
Вопрос: Чрезвычайные ситуации наносят ущерб не только эконо-мике республики, но и зачастую приводят к человеческим жертвам.
К сожалению, это так. В результате чрезвычайных ситуаций, происшед-ших в республике только в период 1998-2001 г.г. погибло 1155 человек, а каж-дый подобный факт - это трагедия для близких, трагедия для общества.
Поэтому, основное усилие направлено на предупреждение чрезвычай-ных ситуаций, а при их возникновении - на спасение жизни, сохранение здоро-вья людей и это является первоочередной задачей аварийно-спасательных формирований, личный состав которых прилагает все усилия для достижения этой благородной цели.
В период с 1998 по 2001 г.г. аварийно-спасательными формированиями на территории Чувашской Республики спасено в различных чрезвычайных си-туациях 3240 человек и людская благодарность и признательность является для нас самой лучшей оценкой нашей деятельности.
Вопрос: Очень важный вопрос - вопрос финансирования мероприя-тий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Эффективное выполнение предупредительно-профилактических меро-приятий, мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последст-вий во многом зависит от состояния и налаженного механизма их финансово-го обеспечения. Данный вопрос регулируется целым пакетом нормативных правовых документов Российской Федерации и Чувашской Республики, рег-ламентирующих в частности, порядок выделения финансовых средств из ре-зервного фонда Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики, создание резервов финансовых и материальных ре-сурсов на всех уровнях.
В решении этого вопроса большую помощь и поддержку нам оказывают федеральные и республиканские органы власти, Президент Чувашской Респуб-лики Н.В.Федоров, Правительство республики.
При поддержке и активном содействии руководства республики на про-ведение первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, ликвидацию последствий стихийных бедствий только в период 1998 - 2001 г.г. из резервных фондов Правительства Россий-ской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики было выделе-но более 215 млн.рублей.
Вопрос: Президентом России В.В.Путиным подписан Указ о пере-даче Управления государственной противопожарной службы в систему МЧС России. Ваше мнение по данному решению.
Данное решение принято в рамках формирования единой государствен-ной спасательной службы России и в определенной мере является оправдан-ным поскольку и МЧС России и подразделения УГПС МВД России решают одну общую задачу - защита населения и территорий от чрезвычайных ситуа-ций и принятое решение позволит значительно консолидировать совместные усилия в этой области.
На состоявшейся в феврале 2002 г. расширенной коллегии МЧС России было принято соответствующее решение, согласно которому определены но-вые структуры центрального аппарата Министерства, региональных центров, органов управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, сис-темы МЧС России в целом с учетом включения в их состав подразделений Го-сударственной противопожарной службы, спланированы основные мероприя-тия по реорганизации структур в единую систему.
Вопрос: Некоторое время назад в системе МЧС России произошло еще одно изменение - были объединены Приволжский и Уральский ре-гиональные центры МЧС России. Что Вы можете сказать по этому пово-ду?
Действительно, в соответствии с соответствующим Указом Президента России В.В.Путина на базе Приволжского и Уральского региональных центров был образован единый Приволжско-Уральский региональный центр МЧС Рос-сии.
Подобные изменения произошли и в системе Министерства обороны России: Приволжский и Уральский военные округа были объединены в единый Приволжско-Уральский военный округ.
Подобное уже было проведено еще в СССР в конце 80-х годов прошло-го века, когда указанные округа были объединены в один. Однако оценить по-следствия данного шага не хватило времени - СССР перестал существовать и это решение было отменено.
Насколько эффективным будет вновь принятое решение, я думаю, пока-жет время, но одно можно сказать с уверенностью - поставленные задачи по обеспечению защиты населения и территорий решались, решаются и будут решатся.
Вопрос: У нас в республике достаточно много предприятий, кото-рые представляют серьезную угрозу жизни и здоровью людей, а также природной среде: ОАО “Химпром”, ОАО “Завод имени Чапаева”, ОАО “Промтрактор”, гидротехнические сооружения и многие другие. Несут ли они ответственность за это и как это контролируется?
Безусловно. Это предусматривается целым рядом законодательных и других нормативных правовых актов, принятых, как на федеральном, так и республиканском уровнях. Достаточно назвать следующие из них: федераль-ный и республиканский законы “О защите населения и территорий от чрезвы-чайных ситуаций природного и техногенного характера” и Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”, в ко-торых, независимо от организационно-правовых форм объектов, закреплена их ответственность за обеспечение защиты производственного персонала и проживающего вблизи населения, а также прилегающих территорий от воз-действия чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, с 1994 г. при республиканской Комиссии по чрезвычайным ситуациям функционирует Координационный совет государственных надзор-ных и контрольных органов, в задачу которого входит надзор и контроль за выполнением на объектах экономики требований законодательства по защите от чрезвычайных ситуаций. В период 1998 - 2001 г.г. данным советом прове-дено более 100 проверок различных объектов экономики, по результатам ко-торых наложено штрафов на сумму около 200 млн. рублей, отозвано 36 ли-цензий, возбуждено 169 уголовных дел по различным видам деятельности. Проводимые мероприятия заставляют руководителей предприятий планиро-вать и выполнять работы по защите от ЧС.
Вопрос: Очень важной является также проблема подготовки насе-ления к действиям в чрезвычайных ситуациях. Как обстоит дело по дан-ному вопросу в Чувашской Республике?
Данному вопросу, являющемуся действительно очень серьезным и про-блемным, посвящено постановление Кабинета Министров Чувашской Респуб-лики “Об организации подготовки населения Чувашской Республики к защите и действиям в чрезвычайных ситуациях”.
Подготовка населения Чувашской Республики к защите и действиям в ЧС ведется по соответствующим возрастным и социальным группам и осуще-ствляется в учреждениях (в том числе образовательных) и организациях, неза-висимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства по разработанным программам обучения. За истекший период по всем фор-мам обучения было охвачено свыше 100 тысяч человек.
В целях проверки подготовленности руководящего состава и населения по действиям в ЧС регулярно проводятся командно-штабные, тактико-специальные, комплексные учения и тренировки, которые проводятся не толь-ко на уровне города (района), но и на отдельном объекте экономики.
Наиболее крупными подобными учениями, проведенными в последнее время, можно назвать учение в г.Чебоксары в 1998 г., в Порецком районе в 1999 г., в г.Новочебоксарск в 2000 г., в янтиковском районе в октябре текуще-го года на которых отрабатывались вопросы оповещения населения об угрозе ЧС, организации эвакуации людей из опасной зоны и их жизнеобеспечения в местах временного размещения.
Если система организации обучения учащихся учебных заведений, рабо-тающего населения практически отработана, то по организации обучения не-работающего населения необходимо усилить работу, в том числе посредством организации учебно-консультационных пунктах при ЖЭУ.
Вопрос: Какие задачи стоят перед республиканскими органами ис-полнительной власти и органами местного самоуправления по реализа-ции республиканских целевых программ от 04.04.200 г. № 60 «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Чувашской Республике на 2000 – 2005 годы» и от 09.10.2000 г. № 187 «Страховая защита населения и территорий Чу-вашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техноген-ного характера»?
С учетом того, что на территории Чувашской Республики сохраняется высокий уровень возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техно-генного характера, а также увеличение масштабов последствий ЧС, возникает задача по поиску новых решений проблем защиты от ЧС, заключающаяся в предвидении рисков возникновения опасностей, разработке методов их про-гноза и предупреждения. В связи с этим, проблема защиты населения и терри-торий от ЧС природного и техногенного характера носит межведомственный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повы-шения ответственности республиканских органов исполнительной власти, ор-ганов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевре-менное проведение мероприятий по предупреждению ЧС, а в случае их воз-никновения – за оперативную ликвидацию ЧС и их последствий.
Учитывая это, механизмом практической реализации основных положе-ний государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.
В современных экономических условиях возможности государства по компенсации ущерба от ЧС природного и техногенного характера крайне ог-раничены. Затраты на компенсацию потерь от ЧС создают чрезмерно высокую нагрузку как на бюджет Российской Федерации в целом, так и на бюджет Чу-вашской Республики в частности. В этих условиях важное значение имеет на-лаженный механизм страхования от ЧС, создание условий для формирования нормативной и экономической базы страховой защиты населения и террито-рий Чувашской Республики от техногенных и природных рисков при одно-временном снижении бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. При этом достигается обеспечение за счет страхова-ния полной или частичной компенсации потерь населению и территории Чу-вашской Республики, обусловленных техногенными и природными рисками, предупреждение и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Именно на это ориентированы принятые в 2000 г. республиканские целе-вые программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Чувашской Республике на 2000 – 2005 годы» и «Страховая защита населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе-ра».
Финансирование мероприятий по реализации указанных целевых про-грамм предусмотрено за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов городов и районов. Проведение мероприятий таких, как: подготовка и переподготовка личного состава гражданских организаций гражданской обороны по проведению первоочередных спасательных работ; проведение учений по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и не-которых других, позволит в определенной мере повысить подготовленность сил и средств района к действиям в условиях ЧС, ответственность руководи-телей всех уровней за выполнение мероприятий по защите населения и терри-тории Чувашской Республики от опасностей различного характера.
Учитывая это, обязательным условием при подготовке бюджетных зая-вок органами исполнительной власти Чувашской Республики, формировании бюджетов городов и районов республики является наличие в них соответст-вующих статей в объемах, предусмотренных данными целевыми программа-ми.
Вопрос: Несколько лет назад в системе страховых компаний появи-лась еще одна - “Чрезвычайная страховая компания”. Чем она занимает-ся?
ОАО “Чрезвычайная страховая компания” создано в 1994 г. в г.Москва под патронажем МЧС России и призвано осуществлять страхование ответст-венности объектов экономики и организаций, независимо от форм собствен-ности и ведомственной принадлежности за причинение вреда населению и территории при чрезвычайных ситуациях.
Это особенно важно в свете последних требований Правительства Рос-сийской Федерации, МЧС России, Кабинета Министров Чувашской Республи-ки по финансированию возмещения ущерба, нанесенного чрезвычайными си-туациями, согласно которым финансовые средства на возмещение ущерба от ЧС будут выделятся только тем объектам, которые были застрахованы.
С марта 1997 г. в республике функционирует Чувашский филиал ОАО “Чрезвычайная страховая компания”. В этот период Чувашским филиалом ОАО “Чрезвычайная страховая компания” осуществлено страхование ответст-венности целого ряда крупных промышленных предприятий Чувашской Рес-публики, являющихся источниками потенциальной опасности на общую стра-ховую сумму 35,696 млн.рублей.
Страхование в этой области осуществляют и филиалы другие страховых компаний: Росгосстрах, РОСНО и т. д.
Вопрос: На что будут нацелены усилия Госкомитета в ближайшие годы?
Мы по-прежнему видим свою задачу в укреплении и дальнейшем со-вершенствовании системы защиты населения и территорий от опасностей раз-личного характера. Ведь жизнь не стоит на месте: развивается общество, появ-ляются новые технологии в производстве, происходят изменения в среде оби-тания человека. Поэтому и мы свою работу должны корректировать и решать те вопросы, которые ставят перед нами нынешние реалии. К ним можно отне-сти: создание и наполнение электронной карты Чувашской Республики сведе-ниями о населении и территориях, подверженных воздействию опасных объ-ектов, влиянию опасных геологических и гидрометеорологических процессов и явлений, создание республиканского центра мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, обес-печение страховой защиты населения и территорий от ЧС, формирование цен-трализованного резерва для финансирования предупредительных мероприятий из отчислений страховых компаний и, наверное, самое главное улучшить ос-нащенность спасательных служб и спасателей специальным оборудованием и техникой, обеспечить дальнейшее повышение их профессионального мастер-ства и на этой основе своевременное решение задач экстренного реагирова-ния, снижения риска и смягчения последствий от чрезвычайных ситуаций.