На пожар экипаж опоздал ...
Около двух лет назад в Канашском районе произошел такой случай. Жители одной из деревень собрали деньги на бензин для пожарной машины сельхозкооператива, которая из-за отсутствия топлива часто простаивала. Отказавшихся от пожертвования почти не было, поскольку все понимают: страшнее пожара в деревне беды нет.
Однако деньги ушли не по назначению. На эти средства руководитель СХПК заправлял свой служебный автомобиль. И надо же было такому случиться! Вскоре загорелся один из домов. Дороги не очищены, баки у пожарной машины пусты. Из гаража она не выехала. Исход был трагичен - хозяин дома погиб. Фактом занялась прокуратура. Было возбуждено уголовное дело.
А вот более свежий пример. В конце сентября, в час ночи в деревне Хвадукасы Красночетайского района вспыхнул пожар. С одного дома огонь перекинулся на другой. Оба сгорели дотла. Наверное, последствия стихии не были бы столь печальными, если бы удалось вовремя дозвониться до пожарной части района. Однако связь отсутствовала. О пожаре сообщили лишь из соседней деревни Пандиково, что в четырех километрах. Пока туда добирались... Словом, пожарные из райцентра опоздали. У самого сельхозкооператива пожарная машина есть, но она неисправна. Водителя нет - значит, некому починить. Руководителя хозяйства оштрафовали. По словам начальника пожарной части района В.Перлова, неделю назад в Хвадукасах сгорел еще один дом. Ситуация повторилась: пока люди бегали туда-сюда в надежде связаться с районом, огонь бушевал вовсю.
В целом состояние ведомственной пожарной охраны в республике тревожное. Техника безнадежно устарела - эксплуатируется уже около 30 лет. Она настолько изношена, что впору сдавать ее в металлолом. После каждого выезда на пожар машины целый месяц ремонтируют.
Да и чинить-то бесполезно, - в сердцах заметил по этому поводу главный пожарный Козловского района Г.Подельников. - Начнут ремонтировать с одного конца, с другого машина уже «сыплется»...
В соответствии с законом и нормами пожарной безопасности сельхозпредприятия с численностью работающих 70 человек и более или балансовой стоимостью 5 тыс. МРОТ и более должны иметь своих огнеборцев. На сегодняшний день 51 сельхозпредприятие их не имеет. «А в тех хозяйствах, где пожарные команды есть, - говорит главный специалист отдела госпожнадзора УГПС республики В. Елизаров, - около 15 процентов автопарка неисправно». Однако нет никакой гарантии в том, что и исправная техника вовремя выедет по сигналу тревоги. У многих машин топливные баки пусты. По словам В. Елизарова, из-за этого с начала года зафиксировано 13 случаев невыезда машин на место пожара. Вот пример.
В марте нынешнего года в деревне Большие Хирлепы Вурнарского района загорелся жилой дом. По распоряжению районной диспетчерской службы на место бедствия должны были прибыть ведомственные пожарные команды сельхозкооперативов «Новый путь» и «Правда». Но они не смогли даже выехать. Дом сгорел, в огне погиб человек. Расследованием факта занимались пожарные, госинспекция труда, прокуратура. Руководители хозяйств оштрафованы. Но погибшего-то человека не вернуть.
Нередко бывает так, что даже исправная пожарная машина с заправленными баками ничего сделать не может. В прошлом году в деревне Жукино Красночетайского района техника остановилась в 150 метрах от горевшего дома - дальше дороги не было. Хорошо, что огнеборцы оказались запасливыми - подсоединили дополнительные рукава и потушили очаг. А вот в деревнях Арзюнакасы и Енешкасы Красноармейского района прошлой зимой по сугробам пробиться машинам к местам пожаров так и не удалось. Из-за отсутствия в сельской глубинке подъездных путей и противопожарных водоемов ежегодно в республике огнем уничтожается немало домов.
А В ОТВЕТ НА ТРЕВОГУ -
ТИШИНА
· 14 мая нынешнего года в селе Кугеево Мариинско-Посадского района загорелся жилой дом. Погиб 5-летний мальчик. На место ЧП ведомственная пожарная команда сельхозкооператива "Аксаринский" так и не выехала. Руководители хозяйства оправдывались тем, что машина неисправна, к тому же не было бензина. Наложен штраф.
· 29 августа в деревне Новые Выселки Красноармейского района оказались охваченными огнем три дома. Пожарные СХПК "Герой" на сигнал "SOS" ответили молчанием. Телефонной связи с райцентром не было. Сообщение о пожаре передали из соседней деревни, потеряв уйму времени. Ущерб - на десятки тысяч рублей.
· 24 апреля в селе Ичиксы Алатырского района огнем уничтожены надворные постройки, 6 тонн зерна. Телефонная связь с райцентром отсутствовала. Сообщение о пожаре поступило лишь через четыре дня!
· 3 июня в селе Иваньково-Ленино Алатырского района заполыхал дом. Районный диспетчер дал команду огнеборцам хозяйств "Красный луч" и "Труд" срочно выехать на место происшествия. Ведомственные пожарные прибыли с запозданием. Ущерб от огня - на 45 тысяч рублей.
ОДНАКО НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО
Радиус действия государственных пожарных частей, дислоцирующихся в райцентрах, - 3,5 км. Фактически они должны обслуживать только райцентры и близкие окрестности. Но в жизни так не бывает. Военизированные команды спешат на каждый сигнал бедствия. Иначе ущерб от пожаров был бы еще больше.
Ш Ведомственная пожарная охрана в Аликовском районе не создана в 4 сельхоз-предприятиях, в Комсомольском - в 8, Красночетайском – 6, Чебоксарском – 7, в Яльчикском районе – в 6 хозяйствах.
Ш Как ни парадоксально, наша ведомственная пожарная охрана считается одной из лучших в России. Из 460 сельхозпредприятий, которые обязаны иметь команды огнеборцев, в большинстве они созданы. Значит, в других регионах положение еще хуже. Честно говоря, в нынешней ситуации от того, что мы лучшие, радости не испытываешь.
Ш В республике есть отдельные хозяйства, где пожарная охрана, что называется, не дремлет. Например, в СХПК «Родина» Ядринского района. Депо - в идеальном состоянии. Дежурят два человека, в их распоряжении две машины. Зарплата у пожарных - почти как в городских командах. Секрет в том, что хозяйство находится под опекой «Волготрансгаза». Но таких везунчиков мало. Когда сельхозпредприятия даже не могут позволить себе купить новый трактор, требовать от них обновления парка пожарной техники бессмысленно.