17.20 10 лет территориальной подсистеме Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТП РСЧС Чувашской Республики)
Чтобы правильно понять настоящее, осознать происходящее, нужно непременно заглянуть в прошлое, сказал кто-то из мудрецов.
Такое прошлое есть и у Российской государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), хотя она еще очень молода. Но родилась РСЧС не на пустом месте. У нее имелись известные предшественники – местная противовоздушная оборона (МПВО) и гражданская оборона (ГО).
4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу МПВО выделялась в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках противника с воздуха.
В июле 1961 года МПВО была преобразована в гражданскую оборону СССР. Ее новая организационная структура в значительно большей степени соответствовала возросшим требованиям к защите населения и всей территории страны, всех объектов народного хозяйства от появившихся тогда на вооружении средств массового поражения.
25 ноября 1992 года Правительство России утвердило Положение о Государственном комитете Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Тогда же и начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, подправленная жизнью, в том числе такими трагическими событиями, как землетрясение в Нефтегорске, война на территории Чеченской Республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталась прежней – РСЧС.
В Чувашской Республике, как и в России в целом, деятельность в области гражданской обороны, по противодействию чрезвычайным ситуациям приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики.
Необходимость противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера на территории республики в своем истоке обусловлена наличием соответствующих опасностей. Анализ происшедших чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера показывает, что для общества гораздо важнее предупредить чрезвычайные ситуации или существенно уменьшить их масштабы в случае возникновения. Это крайне важно и в социальном., и в экономическом плане.
Огромной болью в сердцах и в памяти жителей нашей республики отозвались страшные трагедии в Эльбарусовской средней школе Марпосадского района в ноябре 1961 года и катастрофа с теплоходом на р.Волга в районе г.Чебоксары в октябре 1968 года. Отсутствие в тот период соответствующей службы спасения не позволило предотвратить значительные человеческие жертвы и материальный ущерб.
В августе 1993 года произошла крупнейшая техногенная авария на Канашской нефтебазе, которая только благодаря умелым и самоотверженным действиям личного состава формирований, не переросла в катастрофу с непредсказуемыми последствиями.
Эти и другие чрезвычайные ситуации, происходившие в разное время на территории Чувашской Республики, обусловили создание соответствующей службы, призванной решать вопросы защиты населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Государственная служба защиты и спасения Чувашской Республики в современном понимании и структуре создана в августе 1993 года с образованием Комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с целью обеспечения прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, координации деятельности министерств и ведомств Чувашской Республики по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях.
Образование указанного Комитета в республике способствовало проведению единой государственной политики и практических мероприятий в области защиты людей от различных чрезвычайных ситуаций, а между тем, данная проблема была достаточно острой для республики. История не раз подтверждала необходимость и своевременность создания такой службы: ежегодные различные стихийные бедствия (ураганы, паводковые явления), техногенные аварии и катастрофы: аварии на магистральных газо-, нефте-, продуктопроводах, железнодорожные аварии и другие наносят значительный материальный и людской ущерб нашей республике.
С 1993 года мы сумели сделать достаточно много, сумели заявить о себе в полный голос реальными ощутимыми делами, смогли заставить людей поверить в нас.
За истекший период: налажен и систематизирован учет чрезвычайных ситуаций, происходящих на территории республики, что позволяет, основываясь на среднемноголетних учетных данных, в достаточной мере успешно прогнозировать их возникновение и планировать мероприятия по их предупреждению и ликвидации; сформирован единый республиканский орган управления по делам ГО и ЧС - Государственный комитет и органы управления подразделений сил экстренного реагирования; наработан определенный практический опыт выполнения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; сформирована нормативная правовая база, регулирующая отношения в данной области, так как эффективное решение стоящих задач без этого невозможно, созданы и развернуты силы и средства территориальной подсистемы РСЧС Чувашской Республики.
В соответствии с возложенными задачами основное внимание в своей работе мы сконцентрировали на совершенствовании системы защиты населения и территории Чувашской Республики от опасностей природного и техногенного характера мирного и военного времени на основе консолидации усилии органов исполнительной власти и местного самоуправления Чувашской Республики по дальнейшему развитию комплекса сил и средств, осуществляющих мониторинг, прогнозирование и своевременное проведение мероприятий, предупреждающих, либо смягчающих чрезвычайные ситуации, а также ликвидацию их последствий.
Начало формированию нормативно-правовой базы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий в Чувашской Республике было положено в 1993 году с принятия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 года № 261 постановления Правительства Чувашской Республики от 27 сентября 1993 года № 326 «О территориальной подсистеме Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Чувашской Республики». Общее руководство над созданием, функционированием и дальнейшим развитием ТП РСЧС Чувашской Республики возложено на созданный Комитет Чувашской Республики по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Председателем назначен Петьков В.Н.
Практически одновременно, 11 октября 1993 года принято постановление Правительства Чувашской Республики № 343 «О создании на территории Чувашской Республики звеньев Чувашской территориальной подсистемы, ведомственных и функциональных подсистем Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», в котором службы гражданской обороны республики, городов и районов с 1 декабря 1993 года определены как звеньями Чувашской территориальной подсистемы, ведомственных и функциональных подсистем Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года №1113 1 апреля 1996 года принято Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «О создании территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В развитие задач и требований, установленных указанным постановлением Кабинет Министров Чувашской Республики 14 октября 1996 года приняло Постановление за №258 «О силах и средствах территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым утвержден Перечень сил постоянной готовности территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основной целью создания РСЧС стало объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Опыт ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций свидетельствует, что чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают не только в силу нарушения технологического процесса производства, но и в значительной мере под влиянием целого ряда природных процессов, которые в определенной степени определяют потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Начиная с 1993 года вопросы повышения эффективности деятельности органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по решению задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций находились и находятся в центре внимания республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В целях обеспечения готовности ТП РСЧС Чувашской Республики, ее звеньев, органов управления, сил и средств к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий постоянно проводится планомерная работа по обучению руководящего состава органов управления, личного состава формирований, населения Чувашской Республики в области защиты от чрезвычайных ситуаций Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Чувашской Республики, курсах гражданской обороны в г.г. Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, по месту работы, на учениях, на тренировках и в учебных заведениях повышения квалификации по программам, утвержденным МЧС России.
Планирование и организация подготовки населения, руководителей и специалистов территориальной подсистемы РСЧС и ГО осуществляется в соответствии с требованиями руководящих документов, в том числе федерального и республиканского законов «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.95 г. № 738, постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.01.1999 г. «Об организации подготовки населения Чувашской Республики к защите и действиям в чрезвычайных ситуациях», и другими нормативно-правовыми документами.
Особое внимание уделяется вопросам содержания объектов в исправном состоянии и их эксплуатации в безопасных условиях путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, надзора и допуска личного состава (обслуживающего персонала) к самостоятельной работе по обслуживанию объектов.
С самого начала деятельности Государственной службы защиты и спасения Чувашской Республики проводится работа по созданию и развертыванию сил и средств ТП РСЧС Чувашской Республики. До 1994 года в Чувашской Республике не было ни одного формирования способного качественно, эффективно и в кратчайшие сроки решать задачи, связанные со спасением людей, имущества и национального достояния в условиях чрезвычайных ситуаций. С учетом этого, по инициативе руководства Чувашской Республики и нашего Госкомитета приказом Министра МЧС России была создана Чувашская республиканская поисково-спасательная служба МЧС России, которая в ноябре 2002 года была реорганизована (ликвидирована). Понимая важность и необходимость наличия такой службы в республике, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики создана ГУ «Чувашская республиканская поисково-спасательная служба» ГКЧС Чувашии. В 1994-2003 годах были созданы и другие аварийно-спасательные формирования, а также проводились мероприятия по укреплению их материально-технической базы. На сегодняшний день в республике созданы и функционируют 18 аварийно-спасательных формирований, различных по специфике деятельности, но объединенных одной задачей - выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях. С 1994 года спасателями республики спасено более 7 тысяч человек.
За период 1993-2003 годы на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделено 301,72 млн. рублей, из резервного фонда Кабинета Министров Чувашской Республики – 31,9 млн. рублей, из внебюджетных источников – 1,18 млн. рублей.
Руководствуясь принципами гуманизма и милосердия ГКЧС Чувашии организовал и обеспечил оказание гуманитарной помощи жителям Курильских островов, пострадавшим от разрушительного землетрясения в 1994 году. Указанная работа осуществлялась, специально созданной Комиссией, в рамках принятого 21.10.1994 г. постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № 215 «Об оказании помощи пострадавшим от землетрясения на Курильских островах». За время работы Комиссии обратилось с просьбой о помощи 35 семей. Все прибывшие для временного проживания были обеспечены отдельными комнатами в общежитиях. Впоследствии ряд семей, за счет компенсационных выплат и собственных средств, приобрели жилье в г.г.Чебоксары, Новочебоксарск, Мариинский Посад, Цивильск, Красноармейском и Козловском районах республики. Кроме того, прибывшим из района землетрясения 12 семьям оказана единовременная материальная помощь на общую сумму 6580,0 тыс. рублей (в ценах 1995 года).
В условиях роста социальной и политической нестабильности на Северном Кавказе в октябре, декабре 1999 года и в октябре 2000 года оказана гуманитарная помощь населению региона на общую сумму 255 тыс. рублей.
Чувашская Республика оказала посильную помощь также и жителям южных районов России, пострадавших в летний период 2002 года от разрушительного наводнения. Собрано и направлено в пострадавшие районы продовольствия, вещевого имущества, строительных материалов на сумму 368 тысяч 479 рублей.
В течение 1997-1998 годов ГКЧС Чувашии осуществлены организационные и практические мероприятия по созданию ЕДДС Чувашской Республики: определены места дислокации, организационно-штатная структура, методическое и материально-техническое обеспечение функционирования ЕДДС Чувашской Республики. В настоящее время ГКЧС Чувашии совместно с администрациями районов и городов республики осуществляет мероприятия по дальнейшему развитию ЕДДС Чувашской Республики с использованием телефонного номера «01».
С 1993 года, со дня создания Комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службой спасения Чувашии руководит Петьков Виталий Николаевич. За достигнутые успехи он награжден наградами МЧС России, Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 14.05.2002 года награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.