В селе Порецкое снесло крыши
От природной стихии жители села прятались в подвалах.
Почти три часа было обесточено село Порецкое в результате смерча, прошедшего вечером 15 августа. Как сообщил глава Порцкого района Владимир Седойкин, по предварительным данным, повреждена, а местами полностью снесена кровля 35 домов частного сектора сильно пострадали 5 домов, здания трех предприятий и ветлечебницы. Повалено около 10 опор линии электропередачи, имеются обрывы проводов на протяжении одного километра. Жертв и пострадавших нет
Электроснабжение осуществлялось на резервном питании, водоснабжение не прекращалось. По словам главы района, сразу была создана комиссия с участием специалистов республиканского комитета по чрезвычайным ситуациям, члены которой с раннего утра 16 августа проводили подворный обход села Порецкое и промышленных объектов с целью уточнения масштабов повреждений и материального ущерба. По некоторым оценкам, он составил более трех миллионов рублей. Полностью электроснабжение удалось восстановить к вечеру 16 августа. Аварийно-восстановительные работы продолжались и в конце недели.
Смерч пронесся над селом Порецкое около 20 часов 15 августа, скорость ветра достигала 30 метров в секунду. Другие районы республики не пострадали, сообщили
в Госкомитете по чрезвычайным ситуациям. Таковы последствия смерча в Порецком районе, обнародованные в Интернете и растиражированные местными СМИ. Что же на самом деле произошло в селе Порецкое неделю назад? Наш корреспондент попробовал разобраться в этом на месте чрезвычайного происшествия.
Первый визит – к главе Порецкого района Владимиру Седойкину, руководившему ликвидацией последствий ЧП. По его словам, смерч, потом и проливной дождь начались где-то в 19.30. Свет отключился сразу. Глава срочно выехал не место событий. Были вызваны бригады специалистов: электриков, связистов, газовиков, медиков, спасателей, пожарных и других «чрезвычайщиков».
Уже к 22.00 в райбольницу подали электричество (двое больных, находившихся в это время в реанимации, к счастью, не пострадали). В узел связи администрации района электроэнергия подавалась от запасных дизельных генераторов. Затем электричество поступило в водонапорную башню, хлебозавод, другие объекты жизнеобеспечения.
Запас воды в селе был, поэтому поречане особых неудобств не почувствовали. 16-го вечером свет зажегся в большинстве жилых домов. Восстановили связь, линии электропередач. Страховые компании приступили к оценке нанесенного природой ущерба (увы, не все пострадавшие застрахованы). Глава района намерен обратиться с просьбой о выплате населению компенсаций в Кабинет Министров республики. «Мы со своей стороны по 5-10 тысяч выделим каждой семье из резервного фонда района», - пообещал Владимир Седойкин.
Смерч прошелся по селу с запада на восток, полосой в 100-150 метров, то опускаясь, то поднимаясь к небу, и окончательно затух у обрывистого берега Суры. Вакханалия продолжалась несколько минут, после чего хлынул ливень, заливший оставшиеся без крыш дома. Как говорят специалисты, в последний раз воздушная стихия так сильно потревожила Поредкое в 1996 году. Тогда смерч разгулялся не на шутку: были разорены около 350 семей. Бедствия и тогда, и сейчас никто не ожидал, хотя метеорологи 15 августа давали в сводках штормовое предупреждение. «Это нам напоминание: будьте, дескать, на стреме, - грустно говорит Владимир Павлович. – Хорошо, что не возникло пожара: сработала система автоматического отключения электроэнергии».
Поречане потихоньку своими силами отстраиваются после ЧП, Кому-то помогают родственники, кому-то—соседи. Одиноким пенсионерам, возможно, окажут содействие районные власти.
«Смерч, сильный ветер. Налетела туча страшная, стекла побило, крыши снесло, - так описывает события 15 августа жительница улицы Комсомольской пенсионерка Татьяна Пахомова. – Росгосстрах мне говорит: недели через две оплатим».
«Крышу моего дома унесло, не знаю куда, - подключается к беседе ее соседка Антонина Степанцова. – Потом начался ливень, и все промокло. Сама я в это время лежала под пологом. Теперь вот отстраиваюсь. Зятья, дочери помогают, соседи. Заняла несколько тысяч – куда деваться? В рай-администрации обещали помощь только к концу недели.
Среди гюстрадавших обнаружил коллегу – корреспондента газеты «Порецкие вести» Веру Бухаленкову. "Успела в доме форточки закрыть и с двумя дочками спрятаться в подвале, - рассказывает она. – Аж уши закладывало. Думала, голова разлетится. Моя младшая вообще отключилась. Хотела позвонить мужу по мобильному (он был на дежурстве), не смогла. Руки судорогой свело. Страшно! Слава Богу, в это время по телевизору шли сериалы, и люди сидели дома. Через несколько минут выскочила наружу: ветер стих, но разошелся ливень. Свекровь мне потом рассказывала, что я сильно кричала... Все порушено, я в шоке! Крыша у нас была из белого железа. Сейчас, поди, больших денег стоит. Мы, конечно, дом застраховали, но не на реальную стоимость (иначе страховая компания отказывалась заключать договор). Одна надежда—на родственников и друзей. Дом-то мы всего восемь лет назад как построили..."
К слову, одним смерч принес большое горе, другим – прибыль. Местный предприниматель накануне привез в село шифер. Говорят, стройматериал расхватали как горячие пирожки. Бизнесмен отправился за новой партией. А кто-то раскуроченный алюминий с чужих крыш поспешил сдать как цветмет.
«Когда все последствия смерча ликвидируем, не знаю, - комментирует ситуацию главный и единственный в районе специалист по ГО и ЧС Лев Капониров. – Все зависит от домовладельцев, так как основной удар стихии пришелся на частный сектор. Все системы жизнеобеспечения уже восстановлены». Но такие успокоительные речи раздражают жителей улицы Ленина, где тоже «погулял» смерч. Кстати, стоящий по соседству особняк депутата Госсовета Юрия Скрипилина совсем не пострадал. Повезло. Одна из жительниц улицы возмущалась: «Чечню бомбят – восстанавливают. Другим странам помогают. А своему, родному, русскому брату денег не дают!». Столб электропередачи рядом с домом этой женщины спустя пару суток после происшествия стоял с оборванными проводами. Говорит, электрик приходил, но пьяный. На рабочее место подняться ему не позволили.
ООО "Порецкий ДОК", 000 "Порецкагропромэнерго", Порецкая ветстанция выглядят как после артобстрела. К энергетикам в двери, окна и крышу смерч постучался первым. "Порецкагропромэнерго", по словам Льва Николаевича, много сделало для восстановления родного села и лишь затем приступило к ремонту в своем разрушенном хозяйстве.
...Порецкий – район дотационный, и ему справиться самостоятельно с последствиями разгула стихии будет непросто. А сельчанам, не дождавшимся милости от природы, придется ждать финансовой помощи от республиканских и федеральных властей. Как, тяжело вздохнув, заметил Лев Капониров, «с деньгами-то любую проблему можно решить, а ты попробуй без них...»