Потоки солярки хлынули в реку
Крупная утечка дизельного топлива произошла 19 апреля из нефтепродуктопровода “Альметьевск – Нижний Новгород” близ д. Малые Тюмерли Ядринского района. Причина – разгерметизация подземного трубопровода, срок службы которого уже около полувека. Только за два дня с момента аварии нефтепродуктами были загрязнены почва и водоемы общей площадью более 20 га. Уничтожена почти вся мелкая рыба. Увязнув в дизельной жиже, гибнут дикая утка и ондатра. Столь серьезной экологической катастрофы на территории республики не было, пожалуй, со времен “фенольной” трагедии в Мыслеце, считают в Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуре.
|
Напомним, ровно 11 лет назад на железнодорожном разъезде в Шумерлинском районе с рельс сошли более 20 цистерн с опасным химическим веществом – фенолом. Употреблять колодезную и родниковую воду в пищу местным жителям не рекомендуется до сих пор. И вот новый удар по экологии Чувашии.
По словам старшего следователя природоохранной прокуратуры Евгения Чернова, авария в Ядринском районе произошла около 6 утра. По одной из версий, из-за внезапного падения давления в трубе. По другой — из-за движения грунта: рядом с местом аварии протекает р. Унга, рельеф разрезан глубоким оврагом. В результате произошел разрыв сварочного шва трубопровода.
Примерно через два часа хозяева нефтепродуктопровода – ОАО “Средневолж-ский транснефтепродукт” (г.Казань) – перекрыли задвижки, прекратив подачу солярки по трубе. А еще через час приступили к локализации аварии. В тот день рабочие казанской компании возвели ниже по течению р. Унга две земляные дамбы, а одну — чуть выше, чтобы перекрыть течение. На двух больших прудах закрепили несколько заградительных бонов. Вплоть до воскресенья шла откачка вытекшего дизтоплива из речки и водоемов. Благо деревенские сады-огороды – на значительном расстоянии. “Авария ликвидирована, угрозы попадания нефтепродуктов в водозаборы нет”, — поспешили отчитаться в ГУ МЧС по Чувашии.
Однако в природоохранной прокуратуре считают, что поводы для тревоги еще есть. «Представьте, сколько могло вытечь солярки даже за два часа, учитывая, что диаметр трубы 53 кв.см и топливо течет под высоким давлением», – говорит Евгений Чернов. А чтобы было легче представить, скажем, что в первые дни аварии жители ближайших деревень черпали солярку из речки прямо ведрами: как удержаться, когда топливо густыми потоками “на халяву” течет, а на носу – посевная.
По мнению следователя, первый, решающий, момент был упущен, а установленных заграждений явно недостаточно. Большая часть нефтепродуктов, попав в водные артерии, быстро пошла дальше. По данным лаборатории Ростехнадзора Чувашии на 20 апреля, концентрация нефтепродуктов в пробах воды, взятых на месте аварии, превышает примерно в 2,5 млн. раз допустимую норму. Так что вслед за массовой гибелью мелкой рыбы вполне можно ожидать гибель и крупной. Прогнозы весьма тревожные. Ведь река Унга, напомним, впадает в Волгу. И какое количество отравы она сбросит в волжские воды, пока не решаются предположить даже специалисты.
Возбуждено дело по статье “Нарушение правил обращений экологически опасных веществ и отходов”.