Помощь придет еще скорее
Республика вошла в число пилотных регионов (всего их четыре), где будет обкатана система обеспечения вызовов оперативных экстренных служб через единый номер -112. Начать внедрение решили с Канаша.
Этот город выбран не случайно. Как рассказал корреспонденту «РГ» председатель Госкомитета ЧР по связи и информатизации Сергей Захаров, пилотной зоной Канаш стал по двум причинам. Во-первых, это крупная узловая станция, где концентрируются достаточно интенсивные потоки: пассажирский и транспортный. А во-вторых, Канаш — типичный населенный пункт.
Как известно, МЧС России классифицирует муниципальные образования по численности населения. В наиболее многочисленную первую группу входят города и районы с количеством жителей до 50 тысяч человек. Примерно столько же живет и в Канаше, что для Чувашии вполне типично.
По словам Сергея Захарова, подготовительные работы к внедрению системы «112» уже начались. В частности, распоряжением Кабинета министров ЧР создана рабочая группа, проведено обследование единых дежурно-диспетчерских служб, определены помещения, где будет располагаться единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) города Канаша. Уже проложены и кабели—от районного узла связи. Теперь специалисты должны приступить к адаптации типового комплекса, который был разработан в Мининформсвязи РФ, к конкретным условиям территории. Все работы здесь собираются завершить уже в первом полугодии нынешнего года.
Главное достоинство новой системы — сокращение сроков реагирования на происшествия (с 1 часа до 30—40 минут). По подсчетам специалистов, только это способно в будущем уменьшить потери населения России приблизительно на 7—8 тысяч человек в год.
Но есть и другие преимущества. Набрать «112» можно будет с любого телефона, как стационарного, так и мобильного. Причем благодаря спутниковой связи диспетчер получит сигнал даже в случае, если на балансе закончились деньги или в мобильнике вообще нет сим-карты. Звонить и писать СМС можно будет не только на русском, но и на других языках. Это важно в первую очередь для зарубежных гостей, которые в той же Чувашии сейчас бывают довольно часто. Еще один «плюс» — наличие психологической помощи. Все время, пока до места происшествия будут добираться спасатели, на связи с человеком, попавшим в беду, остается психолог, оказывающий моральную поддержку пострадавшему.
Как объяснил Сергей Захаров, «спасательный» номер будет действовать по принципу «одного окна», поскольку заменит все остальные телефоны экстренных служб — «01», «02», «03» и «04». К их привычным хозяевам (пожарной охране, милиции, скорой медицинской помощи и аварийной газовой службе) добавятся новые службы — «Антитеррор» и служба реагирования в чрезвычайных ситуациях.
Нужно сказать, что первые шаги к переходу на номер «112» в Чувашии были сделаны еще в 2006 году. К примеру, уже полностью переведена с аналоговой на цифровую телефонная связь «скорой помощи». В службе «03» начала действовать система позиционирования, созданы.межрайонные узлы связи.
Не первый год ведется определенная работа в диспетчерских ГИБДД и ГКЧС Чувашии. Так, в республике по телефону «01» уже несколько лет люди звонят не только в случае возникновения пожара. По словам начальника Главного управления МЧС России по Чувашии Виталия Петькова, в службу пожарной охраны, где оборудованы пять прямых линий, и сейчас поступает информация обо всем, что происходит в республике. «А мы уже передаем ее по другим службам, — объясняет Виталий Петьков. — В отдельные дни мы принимаем до 1,5—2 тысяч звонков, но с введением номера «112» предполагается, что их количество будет достигать 5 тысяч в день».
Остается добавить, что некоторые операторы мобильной связи уже сегодня предоставляют возможность своим абонентам позвонить по номеру «112». Сергей Захаров рассказал случай, который произошел в Шемуршинском районе республики прошлым летом. Жительница Ульяновска, приехавшая в Чувашию, заблудилась в лесу вместе с маленькими внуками. Денег на счете ее мобильного телефона не было, но отчаявшаяся бабушка все же попыталась набрать «112». И, представьте себе, дозвонилась. По сигналу спасатели определили местонахождение женщины и детей, после чего выручить их из беды оставалось, что называется делом техники.
Справка «РГ»
В правительстве РФ утверждена Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Согласно этому документу, система должна заработать на территории всей России к 2012 году. Финансирование будет осуществляться из трех источников - федеральный и региональный бюджеты, а также внебюджетные средства (создание и эксплуатация узлов обеспечения вызовов оперативных экстренных служб предполагается за счет операторов связи). По предварительным подсчетам, из внебюджетных источников потребуется приблизительно 15 миллиардов рублей, из федерального и регионального бюджетов — еще 40 миллиардов.