Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Организационно-методические указания Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – руководителя гражданской обороны Чувашской Республики от 10 декабря №18 по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2009-2010 годы

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ – РУКОВОДИТЕЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2009-2010 годы от «10» декабря 2008г. № 18 г.Чебоксары Руководителям органов исполнительной власти Чувашской Республики Руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Чувашской Республике Главам муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики Руководителям аварийно-спасательных формирований Чувашской Республики Настоящие Организационно-методические указания разработаны в целях совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны (далее – ГО), территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ТП РСЧС Чувашской Республики) в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Главной задачей по подготовке органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики на 2009-2010 годы считать совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах для обеспечения безопасности населения, укрепления оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, а также совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время. I. Основные задачи В области ГО: совершенствование нормативной правовой базы с учетом современных требований, направленных на формирование нового облика ГО Чувашской Республики; дальнейшее совершенствование сил ГО, повышение их готовности, мобильности и оснащенности современными техническими средствами и технологиями ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР), в том числе средствами малой механизации; совершенствование организации учета, содержания и использования средств защиты населения и объектов ГО, а также подготовки мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите населения; активизация работы по созданию в целях ГО запасов (резервов) материально-технических и иных средств; выполнение мероприятий по повышению готовности систем централизованного оповещения населения; обеспечение сохранности имеющегося фонда средств коллективной защиты населения и недопущение преждевременного и неправомерного списания с учета защитных сооружений ГО; финансирование утилизации выслужившего сроки хранения имущества ГО, а также уничтожения предметов с высокотоксичными ядовитыми веществами. В области зашиты населения и территорий от ЧС: повышение эффективности деятельности координационных органов; совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в Чувашской Республике, сопряжение и развитие обеспечивающих их работу информационно-управляющих систем; развитие нормативно-правовой базы муниципальных образований по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, создания и развития аварийно-спасательных формирований (далее – АСФ); обеспечение готовности органов управления, сил и средств ТП РСЧС Чувашской Республики к реагированию на ЧС, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ЧС, развитие систем информационного обеспечения; создание, содержание в соответствии с установленными требованиями, эффективное использование и восполнение резервов (запасов) финансовых, материальных ресурсов для ликвидации ЧС; создание страховых фондов документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные) и объекты систем жизнеобеспечения населения; принятие мер по соблюдению требуемого уровня обеспеченности средствами коллективной защиты установленных категорий населения для защиты от ЧС; создание и поддержание необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения; создание в Чувашской Республике системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», на базе единой дежурно-диспетчерской службы – «01» (далее – ЕДДС) муниципальных образований; создание и развитие в Чувашской Республике сегмента Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее – ОКСИОН); использование сегмента ОКСИОН для оповещения об угрозах ЧС и совершенствования знаний, умений и навыков населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах. В области обеспечения пожарной безопасности: осуществление комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей в них, совершенствование технологий тушения пожаров и проведения АСДНР, внедрение современных технических средств профилактики пожаров и пожаротушения; совершенствование технической подготовки пожарной техники и пожарно-технического оборудования; создание и развитие нормативно-правовой базы муниципальных образований по вопросам пожарной безопасности. В области безопасности людей на водных объектах: реализация комплекса мероприятий, направленных на совершенствование государственного технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок; повышение эффективности контроля за обеспечением безопасности людей на водных объектах; повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и несчастных случаев с людьми на водных объектах; совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления в Чувашской Республике по вопросам обес¬печения безопасности на водных объектах, в т.ч. создание и развитие нормативно-правовой базы муниципальных образований в указанной области. Руководителям органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления в Чувашской Республике, председателям комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ) регионального и местного уровней основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики направить на: совершенствование нормативной правовой и методической базы, а также механизмов её практической реализации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; повышение защищенности критически важных объектов, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на региональном и местном уровнях; активизацию работы по реальному накоплению материальных ресурсов в резер¬вах для ликвидации ЧС в соответствии с утвержденными номенк¬латурой и объемами; создание и развитие нормативной правовой базы муниципальных образований по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, создания и развития АСФ; повышение готовности ТП РСЧС Чувашской Республики с учетом требований Положения о государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794; обеспечение сохранности имеющегося фонда средств коллективной защиты насе¬ления; ускорение темпов создания страховых фондов документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные) и систем жизнеобеспечения населения; улучшение качества образовательной подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности в рамках задач, предусмотренных Национальным проектом «Образование»; создание в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. № 1 в Чувашской Республике сегмента ОКСИОН в местах массового пребывания людей в целях подготовки и обучения населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также охраны общественного порядка; обеспечение финансирования в 2009-2010 годах мероприятий республиканской комплексной целевой программы «Развитие гражданской обороны, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Чувашской Республике на 2006-2011 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. № 351-646дсп (с изменениями от 10 сентября 2008 г.); обеспечение готовности систем связи Чувашской Республики в интересах ГО; развитие единой системы подготовки и обучения населения в области ГО и защиты от ЧС на основе требований новых нормативных документов; обеспечение готовности к использованию по предназначению республиканской и местных систем централизованного оповещения населения, обращая особое внимание на обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения; принятие мер по выполнению распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р в части, касающейся реконструкции действующих и создания новых автоматизированных систем централизованного оповещения, в том числе в районах размещения потенциально опасных объектов, создания запасов мобильных средств оповещения населения; принятие мер по укреплению материально-технической базы государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Учебно-методический центр гражданской защиты» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее – ГОУДПО «УМЦ ГЗ» ГКЧС Чувашии), курсов ГО и учебно-консультационных пунктов по ГО, а также всестороннее обеспечение их деятельности; организацию проведения республиканских и муниципальных соревнований «Школа безопасности», полевых лагерей «Юный спасатель», развитие дружин юных пожарных; контроль за разработкой планов ГО и защиты населения в рамках ТП РСЧС Чувашской Республики; осуществление по результатам инвентаризации 2008 года комплекса мер по созданию и повышению готовности материально-технической базы в целях ГО и защиты населения, оценку состояния и содержания запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), приборов радиационной, химической разведки и контроля; продолжение работы по формированию в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделению на создание и оснащение техническими средствами, предназначенными для тушения пожаров и проведения АСДНР, подразделений пожарной охраны; разработку и реализацию программ (планов) создания и своевременного освежения запасов (резервов) СИЗ и другого имущества ГО, поддержания в готовности защитных сооружений ГО (далее – ЗСГО), а также создание единого реестра ЗСГО; широкое внедрение принципа рационального использования защитных средств, который предполагает, с одной стороны, возможность их своевременного применения по назначению в мирное и военное время, а с другой – активное использование в хозяйственных целях с последующим восполнением; эффективное взаимодействие с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике (далее – ГУ МЧС России по Чувашской Республике) для решения задач по ГО и защите населения; дальнейшее создание и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ) организаций с учетом их достаточности и адекватности современным угрозам; организацию на постоянной основе анализа состояния, тенденций и потребностей Чувашской Республики и муниципальных образований в сфере обеспечения защищенности потенциально опасных объектов, населения и подготовки предложений в Кабинет Министров Чувашской Республики, включающих комплексную оценку состояния работ в данной сфере; обеспечение реализации Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации в части, касающейся Чувашской Республики; реализацию муниципальными образованиями в Чувашской Республике положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающихся включения в документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, нормативы градостроительного проектирования и строительства пожарных депо, устройства систем противопожарного водоснабжения и зонирования, обеспечения подъезда и расстановки пожарной техники; формирование «культуры безопасности» населения, в том числе в ЧС, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, бытовыми и лесными пожарами, туристической деятельностью (в т.ч. экстремальными видами), происшествиями на водных объектах; подготовку органов местного самоуправления к решению задач по ГО, защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; проведение совместно с заинтересованными органа¬ми исполнительной власти Чувашской Республики и организациями проверок готовности сил и средств, предназначенных для поиска и спасания людей в природной среде, в условиях техногенных аварий, обращая особое внимание на вопросы фактического наличия сил и средств, указанных в планах, и организации взаимодействия между ними; совершенствование форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, активное использование возможности электронных, печатных средств массовой информации, наружной рекламы; использование для оповещения и информирования населения об угрозах ЧС сег¬мента ОКСИОН в Чувашской Республике; развитие и совершенствование системы управления и обмена информацией в условиях ЧС; продолжение создания и совершенствования автоматизированной информационно-управляющей системы МЧС России (АИУС РСЧС) в Чувашской Республике; продолжение создания единой системы предварительного планирования действий пожарных и спасателей при ЧС на объектах Чувашской Республики, нарушение режима функционирования ко¬торых может привести к катастрофическим последствиям; организацию создания инфраструктуры для оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на федеральных автомобильных дорогах с ис¬пользованием авиационных технологий; обеспечение выполнения законодательства по обеспечению безо¬пасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; снижение числа погибших на водоёмах Чувашской Республики; планирование финансовых средств в республиканском бюджете на обеспечение безопасности людей на водных объектах; консолидацию информационных ресурсов в рамках ТП РСЧС Чувашской Республики с использованием ресурсов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике; содействие федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, в предоставлении участков местности для установки и (или) в установке специализиро¬ванных технических средств оповещения и информирования населения в местах массо¬вого пребывания людей в рамках создания сегмента ОКСИОН, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС. II. Задачи по оперативной подготовке Основными мероприятиями оперативной подготовки считать: учебно-методические сборы в Чувашской Республике по подведению итогов деятельности ТП РСЧС Чувашской Республики, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год. Основными формами оперативной подготовки органов управления ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики определить командно-штабные учения (далее – КШУ) и командно-штабные (штабные) тренировки (далее – КШТ (ШТ)), тренировки, а также сборы, групповые и практические занятия. Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территории Чувашской Республики от ЧС, в том числе вызванных террористическими акциями, проводить с периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». При проведении учений и тренировок особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов ГО и защите населения, действий по предупреждению и ликвидации ЧС, организации взаимодействия при ликвидации ЧС и выполнению мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения. При планировании учений и тренировок предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики в различные степени готовности, защиты населения и территории Чувашской Республики от ЧС, перевода ГО с мирного на военное время, защиты населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вопросов по ликвидации последствий террористических акций во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления. Темы учений и тренировок определять исходя из особенностей Чувашской Республики и задач, выполняемых функциональными звеньями ТП РСЧС Чувашской Республики. В ходе учений отрабатывать вопросы ликвидации ЧС, вызванных стихийными бедствиями. При подготовке и проведении совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики учений и тренировок включить в состав штаба руководства учений и оперативных групп по согласованию с указанными органами их представителей. Перед началом характерных для Чувашской Республики ЧС (весенний паводок, лесоторфяные пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период) спланировать проведение тренировок по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией с учреждениями, входящими в территориальные подсистемы мониторинга и прогнозирования ЧС, реагированию на возникающие ЧС. В ходе учебно-методических сборов проводить: органам исполнительной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления – практические занятия по действиям должностных лиц органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и членов КЧС и ОПБ при ликвидации аварий на потенциально опасных объектах и организации защиты населения в ЧС; руководителям организаций – показательные занятия с АСФ по ликвидации ЧС и организации эвакуации рабочих и служащих, а также занятия с рабочими и служащими по действиям при возникновении ЧС. КШУ, тактико-специальные (специальные) учения (далее – ТСУ), КШТ (ШТ) проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемые на соот¬ветствующей территории, перевода системы ГО в высшие степени готовности и ведение ГО. Оценку обстановки и выработку решений в ходе учений и тренировок по выполнению задач ГО, ликвидации ЧС осуществлять на основе оперативных расчетов, привлекая для обработки информации муниципальные дежурно-диспетчерские службы (далее – ДДС) и территориальный центр мониторинга и прогнозирования ЧС, используя информацию о реально складывающейся на территории обстановке, применяя типовые модели и методики решения оперативных задач. При проведении практических мероприятий обеспечивать соблюдение мер безопасности. Для органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики началом учебного года считать 9 января, окончанием учебного года – 30 ноября. III. Задачи по подготовке органов повседневного управления Продолжить развитие ЕДДС и ДДС в соответствии с Концепцией развития единых дежурно-диспетчерских служб, утвержденной приказом МЧС России от 10 сентября 2002 г. № 428 и планами развития дежурно-диспетчерских служб. Продолжить работу по: совершенствованию деятельности в области создания, сохранения и использования страховых фондов документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные) и объекты систем жизнеобеспечения населения; формированию в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделению на создание, оснащение техническими средствами и функционирование ЕДДС и ДДС; внедрению специального, сертифицированного программного обеспечения по оценке последствий радиационно, химически, биологически опасных ЧС в деятельность ЕДДС и ДДС с целью выполнения задач по прогнозированию возможной обстановки, подготовке предложений по действиям привлекаемых сил и средств в соответствии с ГОСТ Р.22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения»; развитию автоматизированных информационно-управляющих систем, баз данных геоинформационных систем в вопросах сбора, обработки, оценки и передачи информации в вышестоящие и взаимодействующие органы управления ТП РСЧС Чувашской Республики; совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ЕДДС и ДДС; разработке (корректировке) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС и ДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на территории муниципального образования в Чувашской Республике; организации взаимодействия ЕДДС с ДДС по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и АСФ, реагирования на возникающие ЧС и происшествия; укомплектованию ЕДДС и ДДС аварийными и аварийными медицинскими карточками на все аварийные химически опасные вещества и радиационные грузы, перечнями радиационно, химически, биологически опасных объектов, расположенных на территориях муниципальных образований в Чувашской Республике, с прогнозируемыми последствиями радиационных, химических и биологических ЧС; оснащению ЕДДС и ДДС современными средствами связи; организации прямых связей ЕДДС и ДДС с: подразделениями пожарной охраны и поисково-спасательной службы; объектами повышенного риска (потенциально опасными); дежурными службами органов исполнительной власти Чувашской Республики и организаций. Подготовку специалистов ЕДДС и ДДС осуществлять: в ГОУДПО «УМЦ ГЗ» ГКЧС Чувашии, на курсах ГО гг. Чебоксары, Новочебоксарска, в Учебном пункте ГУ «Центр управления силами федеральной противопожарной службы МЧС России по Чувашской Республике», других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности; на занятиях по профессиональной подготовке – один день в месяц по 6-8 часов, тематику определять исходя из решаемых вопросов по характерным признакам ЧС, а также личной подготовленности специалистов; в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен; в ходе проведения тренировок со сменами ЕДДС и ДДС, при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами ТП РСЧС Чувашской Республики. При этом каждая дежурная смена должна принять участие в учениях и тренировках не менее 2-х раз в год. В ходе подготовки персонала ЕДДС и ДДС особое внимание сосредоточить на организации приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления и сил ТП РСЧС Чувашской Республики, населения, а также доведении сигналов оповещения ГО. Не реже одного раза в полгода принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов ЕДДС и ДДС к работе. IV. Задачи по подготовке органов управления и аварийно-спасательных формирований ТП РСЧС Чувашской Республики Основные усилия при подготовке органов управления и АСФ ТП РСЧС Чувашской Республики направить на дальнейшее совершенствование практических навыков должностных лиц и специалистов при проведении АСДНР в различных ситуациях, углубления ими знаний тактики действий, возможностей АСФ и организации взаимодействия в сложных условиях обстановки. Органам исполнительной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления, организациям проводить подготовку органов управления по делам ГО и ЧС и АСФ в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» и от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Программой первоначальной подготовки спасателей Российской Федерации, утвержденной Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке и ведомственными программами подготовки спасателей. При подготовке АСФ и профессиональных спасателей, независимо от ведомственной принадлежности, особое внимание уделять специальной и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в ЧС. При проведении ТСУ, тренировок с органами управления и АСФ создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС. В год, когда не проводятся ТСУ, проводить тренировки с органами управления и АСФ или отдельно со всеми структурными подразделениями АСФ в течение года. Планировать проведение ТСУ, тренировок органов управления и АСФ перед наступлением сезонных ЧС, характерных для Чувашской Республики и муниципальных образований, угрожающих безопасности населения, территориям и объектам. В ходе проведения ТСУ отрабатывать вопросы организации взаимодействия органов управления и АСФ с подразделениями органов внутренних дел, медицинскими организациями, подразделениями федеральной противопожарной службы, общественными спасательными организациями и спасателями-общественниками. Провести уточнение планов ГО и защиты населения Чувашской Республики, муниципальных образований, организаций, обратив особое внимание на вопросы прогнозирования ЧС, состав группировки сил, их эшелонирование, наличие АСФ соответствующего профиля деятельности, их укомплектованности, оснащенности согласно решаемым задачам. Организовать оказание методической помощи молодежным общественным объединениям, ведущим работу по подготовке спасателей. При привлечении общественных спасательных объединений (общественных спасателей) к ликвидации ЧС или проведению тренировок координировать их деятельность или усиливать ими АСФ, закрепляя общественных спасателей за наиболее подготовленными специалистами АСФ. Обучение спасателей и пожарных АСФ с целью повышения квалификации проводится на договорной основе. Руководители АСФ осуществляют организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей, организуют контроль его проведения. Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Чувашской Республики при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителями и личным составом АСФ правил, норм и инструкций по проведению АСДНР, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям. Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность АСФ, уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения АСДНР. V. Задачи по подготовке нештатных аварийно-спасательных формирований Подготовку руководящего состава и специалистов НАСФ организовывать и проводить в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и приказом МЧС России от 27 мая 2003 г. № 285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля». Подготовку руководителей и специалистов НАСФ, помимо образовательных учреждений, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841, проводить в учебных (учебно-методических) центрах подготовки федеральной противопожарной службы. При подготовке руководителей и специалистов НАСФ особое внимание обратить на выработку умений и навыков по приведению в готовность личного состава к действиям по предназначению, выполнению специальных задач в ходе проведения АСДНР в очагах поражения, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. При проведении с НАСФ практических занятий, а также в ходе проведения тактико-специальных и других учений (тренировок) создавать обстановку, способствующую овладению личным составом приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие этих действий, освоению навыков применения средств индивидуальной и коллективной защиты, выработке физических и морально-волевых качеств. В ходе занятий, учений и тренировок с НАСФ отрабатывать вопросы организации взаимодействия с силами ГО при планировании совместных действий по выполнению задач ГО. Руководители НАСФ могут готовиться по специальной подготовке методом проведения сборов. Для каждого такого сбора необходимо разрабатывать специальные программы в объеме 36 учебных часов. Занятия в ходе сборов проводить на учебно-материальной базе ГОУДПО «УМЦ ГЗ» ГКЧС Чувашии или непосредственно в организациях по профилю деятельности (при условии наличия подготовленной учебно-материальной базы в организации). Готовность НАСФ проверяется на занятиях, контрольных проверках, учениях и тренировках по ГО, а также в ходе проверок состояния ГО. НАСФ и их личный состав, привлекаемые к выполнению АСДНР в ходе ликвидации последствий ЧС, аттестуются Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей Чувашской Республики. Аттестационная комиссия руководствуется Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, АСФ и спасателей, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке. Аттестационной комиссии при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителями и личным составом НАСФ правил, норм и инструкций по проведению АСДНР, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств. Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность НАСФ, уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения АСДНР. Подготовка НАСФ, привлекаемых к выполнению АСДНР в ходе ликвидации последствий ЧС, проводится по программам подготовки, утвержденным Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, уделяя особое внимание специальной и морально-психологической подготовке личного состава НАСФ к действиям в ЧС. VI. Задачи по подготовке поисково-спасательных, пожарно-спасательных и водно-спасательных формирований в Чувашской Республике Главной задачей поисково-спасательных, пожарно-спасательных и водно-спасательных формирований (далее – ПСФ) считать дальнейшее повышение их готовности к ведению поисково-спасательных работ в условиях ЧС. Подготовка руководящего состава ПСФ. Подготовку руководящего состава ПСФ направить на выработку организаторских и методических навыков проведения комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных формирований к выполнению задач по предназначению. Основными формами подготовки руководящего состава считать участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также реагирование на ЧС. Повышение квалификации начальников ПСФ и их заместителей осуществлять в Институте развития МЧС России, Академии гражданской защиты МЧС России и в ходе проведения учебных сборов региональными центрами. В результате обучения они должны уметь оперативно и эффективно осуществлять руководство подчиненными формированиями, прогнозировать и оценивать обстановку, границы зон и масштабы ЧС, принимать экстренные меры по обеспечению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимодействие с силами ТП РСЧС Чувашской Республики. Профессиональная подготовка спасателей. Профессиональную подготовку спасателей организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России, (2002 г.), по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации ПСФ в составе дежурных смен. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2 класса, преподавателей (специалистов) образовательных учреждений МЧС России, других организаций соответствующего профиля на договорной основе. Учебная нагрузка должна составлять до 3-4 учебных часов в течение одних дежурных суток, но не менее 24 учебных часов в месяц. Продолжительность учебного часа - 45 минут. При проведении практических занятий основное внимание обратить на приобретение навыков и умений по предметам обучения и соблюдение правил и мер безопасности при проведении АСДНР. Повышение квалификации спасателей проводить в образовательных учреждениях МЧС России, а также на базе 40-го Российского центра подготовки спасателей, 179-го Спасательного центра МЧС России, Центра стажировки и Центра подготовки спасателей Туапсинского филиала отряда «Центроспас», центров подготовки спасателей Байкальского поисково-спасательного и Южного регионального поисково-спасательного отрядов, в лицензированных центрах подготовки других региональных поисково-спасательных отрядов. Спасателей, подготовка которых требует специальной подготовки с выдачей квалификационных документов (водолазов, водолазных врачей, водолазных специалистов, парамедиков, газоспасателей, водителей маломерных судов и др.) направлять для обучения на договорной основе в образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии. Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводить в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей Российской Федерации, (1999 г.), на базе образовательных учреждений МЧС России или в составе своих формирований. Квалификационные испытания (зачеты) по водной, горной, десантной и воздушно-десантной подготовке планировать и проводить 1 раз в полгода в период учебных сборов. На учениях и тренировках практически отрабатывать вопросы взаимодействия с войсками ГО, территориальными и ведомственными АСФ. Противопожарная подготовка. Проводить учебные пожарные тренировки спасателей не реже 1 раз в пол¬года согласно плану противопожарной защиты территории (объекта) во взаимодействии с подразделениями республиканской пожарной охраны (далее – РПО). Медицинская подготовка. Проводить не реже 1 раза в месяц тренировки спасателей по отработке нормативов по оказанию первой медицинской помощи в ЧС. Психологическая подготовка. Психологическую подготовку спасателей направить на формирование морально-психологических качеств, развивающих выносливость и позволяющих переносить длительные физические и психологические нагрузки при проведении поисково-спасательных работ в зонах ЧС. Горная подготовка. Основные усилия в подготовке спасателей-альпинистов направить на отработку навыков передвижения по всем видам горного рельефа с применением альпинистских спасательных технологий, спелеоспасательной подготовке в пещерах, шахтных тоннелях и колодцах. Особое внимание уделить на отработку приемов и способов организации страховки и самостраховки. Практические занятия по горной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня с выездом в горные регионы не реже 1 раза в год. Отдельные разделы программ отрабатывать в местах постоянной дислокации формирований с учетом специфики и особенностей регионов. Водная подготовка. Практические занятия спасателей по водной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программ подготовки отрабатывать непосредственно в местах постоянной дислокации формирований с учетом особенностей местных водных акваторий. В ходе занятий научить спасателей правилам поведения на воде, эксплуатации водных судов, организации безопасного плавания, особенностям спасания и оказания первой медицинской помощи людям, пострадавшим на воде. Водолазная подготовка. Первоначальное обучение и повышение квалификации спасателей-водолазов и водолазных врачей проводить в условиях специализированных учебных центров (организаций) на договорной основе, а также в 40-м Российском центре подготовки спасателей (г. Ногинск), в Центрах подготовки спасателей – Байкальского ПСО и Туапсинского филиала отряда «Центроспас» в соответствии с утвержденными программами по водолазной подготовке и Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах. Сборы водолазных специалистов и водолазных врачей ПСФ России проводить ежегодно с приемом зачетов для подтверждения квалификации. Региональные учебные сборы водолазных специалистов, водолазных врачей и спасателей-водолазов проводить не реже 1 раза в год со сдачей зачетов для подтверждения квалификации водолаза. Учебно-тренировочные сборы водолазов-спасателей ПСФ с тренировочными погружениями и отработкой учебных задач проводить не реже 1 раза в полгода. Техническая подготовка. Основные усилия направить на отработку навыков эксплуатации автотранспорта, аварийно-спасательного оборудования, средств связи в условиях ЧС, умение оперативно устранять неисправности, профессионально осваивать новые виды аварийно-спасательного оборудования и техники. Особое внимание обратить на соблюдение мер безопасности при работе с оборудованием, не допускать эксплуатации не освидетельствованного органами гостехэнергонадзора аварийно-спасательного инструмента и оборудования. Подготовку спасателей ПСФ к работе с аварийными химически опасными веществами (далее – АХОВ) осуществлять на базе ГОУДПО «УМЦ ГЗ» ГКЧС Чувашии, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий в местах постоянной дислокации. Практическую работу с АХОВ осуществлять после аттестации на данный вид работы и при надлежащей технической оснащенности спасателей. Физическая подготовка. Занятия проводить 2 раза в неделю по 2 часа. Особое внимание уделить развитию силовой выносливости, умению длительно переносить высокие физические и психологические нагрузки. Контрольные занятия по физической подготовке со спасателями проводить 1 раз в месяц с принятием зачетов, отработкой нормативов и выставлением оценок. Полученные оценки учитывать при последующей аттестации спасателей. Время между зимним и летним периодами обучения использовать для развития и совершенствования учебно-материальной базы ПСФ, проведения необходимых работ по обустройству (ремонту) спортивных городков и тренажерных комплексов. Руководство подготовкой ПСФ. Учесть, что ГУ МЧС России по Чувашской Республике при подготовке ПСФ: основные усилия направляет на постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и эффективное ее использование; организовывает изучение и внедрение передового опыта лучших ПСФ по организации подготовки спасателей; обеспечивает постоянный контроль мероприятий подготовки спасателей в ПСФ; осуществляет проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей комплексными группами в ходе плановых (не реже 1 раза в год) и внезапных проверок, а также в ходе сборов, учений и соревнований. VII. Задачи по подготовке подразделений республиканской пожарной охраны При организации профессиональной подготовки в подразделениях РПО руководствоваться: Программой подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы, (2003 г.); Примерной программой специального первоначального обучения пожарных, (2002 г.); Методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава Государственной противопожарной службы, (2002 г.). Профессиональную подготовку сотрудников РПО проводить по караулам (дежурным сменам) в период боевого дежурства. В пределах гарнизонов пожарной охраны организовать проведение совместной подготовки противопожарных подразделений в ходе пожарно-тактических учений и тренировок. К участию в пожарно-тактических учениях привлекать все караулы (дежурные смены) подразделений РПО. Пожарно-тактические учения проводить с: привлечением ГУ «Чувашская республиканская противопожарная служба» ГКЧС Чувашии, ГУ «Центр управления силами федеральной противопожарной службы МЧС России по Чувашской Республике», центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Чувашской Республике, ДДС – не реже 1 раза в год; каждым подразделением РПО – не реже 1 раза в год; подразделениями РПО в масштабе гарнизонов пожарной охраны – не реже 2 раз в год. Показательные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями РПО в масштабе гарнизонов пожарной охраны не реже 2 раз в год. Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями РПО в масштабе гарнизонов пожарной охраны не реже 1 раза в год при подведении итогов боевой подготовки за год. Пожарно-тактические учения с опорными пунктами пожаротушения проводить не реже 1 раза в год в порядке, определенном начальником ГУ МЧС России по Чувашской Республике. Количество тренировочных занятий с личным составом подразделений РПО по решению пожарно-тактических задач определять с расчетом, чтобы каждый начальник подразделения РПО выступил в роли руководителя тушения пожара не менее 2 раз в период обучения. Контрольно-проверочные занятия по решению пожарно-тактических задач проводить в количестве, устанавливаемом начальником ГУ МЧС России по Чувашской Республике, но не менее 2 раз в год для каждого караула (дежурной смены), а также при инспектировании гарнизонов пожарной охраны и подразделений РПО. Медицинскую подготовку личного состава подразделений РПО проводить в соответствии с утвержденными программами боевой подготовки. Готовить подразделения связи РПО к обеспечению оперативно-диспетчерской связи с подразделениями пожарной охраны, передаче и приему информации с места работы подразделений, обеспечению надежной связи с подразделениями и службами, взаимодействующими с РПО. VIII. Доведение организационно-методических указаний В целях осуществления МЧС России своих полномочий по координации и методическому руководству подготовкой органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также своевременной и качественной подготовки на всех уровнях государственного и муниципального управления организационно-плановых документов по подготовке органов управления, сил ГО, ТП РСЧС Чувашской Республики в 2009-2010 гг. настоящие Организационно-методические указания до 20 декабря 2008 г. довести до органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Чувашской Республике, органов местного самоуправления в Чувашской Республике и руководителей АСФ. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики п/п С.Гапликов
Инструктивно-методические указания
18
10 декабря 2008 года
12 декабря 2008 года
Поделиться