Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

Организационное указание Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – руководителя гражданской обороны Чувашской Республики от 25 сентября 2015 г. №15 по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2016 год

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ – РУКОВОДИТЕЛЬ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по подготовке органов управления, сил гражданской обороны

и территориальной подсистемы Чувашской Республики единой

государственной системы предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций на 2016 год

 

 

« 25 » сентября   2015 г.                                                                        № 15

 

 

г. Чебоксары

Настоящие Организационно-методические указания разработаны в целях
совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны (далее – ГО), территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(далее – ТП РСЧС Чувашской Республики) в области ГО, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(далее – ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Главной задачей считать - совершенствование знаний, навыков и умений, направленных на реализацию единой государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, снижение рисков возникновения и смягчение последствий  ЧС, обеспечение безопасности населения, укрепление оборонного потенциала, стабильного социально-экономического развития, совершенствования системы защиты населения в мирное и военное время.

В целях совершенствования подготовки органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики предлагаю:

основными задачами считать:

в области ГО:

            продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и методической базы Чувашской Республики, муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики в области ГО с учетом современных требований и механизма их реализации, направленных на формирование нового облика  ГО Чувашской Республики;

            совершенствование системы управления ГО и развитие пунктов управления ГО;

            разработка и внедрение новых технологий, способов и методов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

            повышение готовности  к использованию по предназначению имеющегося фонда средств коллективной защиты населения, обеспечение учета защитных сооружений ГО в реестрах государственной собственности и недопущение их неправомерного снятия с учета;

            продолжение работы:

по формированию в целях ГО объемов запасов средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

по совершенствованию и использованию современных технических средств в целях подготовки и информирования населения по вопросам ГО, в первую очередь, на территориях, отнесенных к группам по ГО;

по обновлению существующей документальной базы органов управления по руководству силами и средствами ГО на всех этапах действий;

повышение эффективности использования ресурсов ГО для ликвидации ЧС;

организация подготовки населения в области ГО;

разработка и внедрение новых программ  и методов обучения с использованием компьютерных технологий и тренажеров по развитию навыков поведения и осуществления действий в ЧС мирного и военного времени;

            принятие мер по соблюдению требуемого уровня обеспеченности средствами коллективной защиты установленных категорий населения;

            повышение эффективности системы управления ГО путем дальнейшего развития  федерального казенного учреждения «Центр управления  в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике» (далее–ЦУКС Главного управления) с возложением на него задач по обеспечению координации выполнения мероприятий по ГО и управления силами ГО;

            осуществление на региональном уровне мероприятий по ГО, защите населения и территорий от ЧС  в соответствии с Соглашениеммежду  Министерством Российской  Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий и Кабинетом Министров Чувашской Респуб­лики о передаче друг другу  осущест­вления  части   своих  полномо­чий  в решении вопросов  за­щиты населения и территории от чрезвы­чай­ных ситуаций природного  и  техногенного  характера  и ликвидации их пос­ледствий, органи­зации и проведения аварийно-спаса­тель­ных  и   других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации   тушения пожаров силами Государственной противопожарной  службы,  организации осуществления на межмуници­пальном и региональном  уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта  2011 г. № 476-р ;

            совершенствование сил ГО пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы (далее-ФПС), казенного учреждения Чувашской Республики «Чувашская республиканская противопожарная служба Государственного  комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - КУ ЧР «Чувашская республиканская ППС ГКЧС Чувашии, повышение их готовности и мобильности в целях решения задач в области ГО;

            внедрение новых технологий спасания и автоматизировано-управляющих систем;

            в области защиты населения и территорий от ЧС:

реализация государственной программы Чувашской Республики «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики» на 2012-2020 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 ноября 2011 г. № 502;

совершенствование нормативной правовой базы Чувашской Республики, муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики  по вопросам  защиты населения и территорий от ЧС, создания и развития аварийно-спасательных формирований (далее – АСФ);

профилактика и предупреждение ЧС, управление рисками;

развитие Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее - ОКСИОН) и системы защиты от чрезвычайных ситуаций, информирования и оповещения населения на транспорте (далее - СЗИОНТ) на территории Чувашской Республики;

организация разработки планирующих документов в области предупреждения и ликвидации ЧС;

осуществление комплекса заблаговременно проводимых мероприятий при подготовке к циклическим ЧС;

осуществление мер по вопросам создания, накопления, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

организация обучения населения способам защиты от ЧС путем совершенствования системы подготовки и внедрением современных методик и технических средств обучения;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств ТП РСЧС Чувашской Республики к реагированию на ЧС, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ЧС, развитие систем информационного обеспечения;

организация мероприятий по формированию и доставке грузов гуманитарной помощи населению, пострадавшего в результате ЧС;

осуществление методического обеспечения по вопросам создания и использования СЗИОНТ;

 совершенствование деятельности  «ЦУКС Главного управления», как органа повседневного управления ТП РСЧС Чувашской Республики на региональном уровне;

реализация проектов создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»  и автоматизированного программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики;  

осуществление совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти  мероприятий по противодействию терроризму в рамках возложенных полномочий;

осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств ТП РСЧС Чувашской Республики для защиты населения и территорий от ЧС;

повышение эффективности реагирования на дорожно-транспортные происшествия  (далее – ДТП) и  развитие системы спасения пострадавших при ДТП;

в области обеспечения пожарной безопасности:

совершенствование нормативной правовой базы в области пожарной безопасности;

повышение эффективности  работы органов управления и подразделений ФПС и КУ ЧР «Чувашская республиканская ППС» ГКЧС Чувашии по организации и тушению пожаров, совершенствование технологий тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее – АСР);

внедрение современных технических средств пожаротушения, совершенствование технической подготовки пожарной техники и пожарно-технического оборудования;

осуществление комплекса мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, имущества организаций от пожаров, ограничение их последствий, повышение эффективности деятельности органов надзорной деятельности;

участие в совершенствовании:

государственного регулирования вопросов пожарной безопасности;

системы противопожарного нормирования и стандартизации;

организация контроля по вопросам подтверждения соответствия продукции и товаров (работ и услуг) требованиям пожарной безопасности;

в области обеспечения безопасности людей на водных объектах:

совершенствование нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности на водных объектах;

реализация комплекса  мероприятий, направленных на совершенствование  государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок;

внедрение современных форм и методов обеспечения безопасности людей на водных объектах;

повышение контроля обеспечения  безопасности  людей на водных объектах;

повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и несчастных случаев с людьми на водных объектах;

совершенствование деятельности по подготовке и информированию населения по вопросам безопасного поведения на водных объектах с использованием средств массовой информации (далее-СМИ)

в области обеспечения единой информационной политики:

развитие и использование информационных технологий системы МЧС России с целью обеспечения широкого, свободного доступа к ним граждан Чувашской Республики;

информирование населения Чувашской Республики об угрозе возникновения ЧС и пожаров;

формирование условий для оперативного информирования населения при возникновении ЧС и оперативных событий, а также в целях предупреждения населения об угрозе жизни и здоровью;

обеспечение населения общественно значимой информацией по вопросам безопасности жизнедеятельности, подготовка граждан к работе с источниками информации в области защиты  населения и территории Чувашской Республики от ЧС природного и техногенного характера;

популяризация в обществе основ культуры безопасности жизнедеятельности населения;

повышение качества и оперативности информирования населения о приближающейся опасности с использованием всех информационных ресурсов, включая Интернет;

повышение эффективности взаимодействия Главного управления МЧС России по Чувашской Республике и  «ЦУКС Главного управления» по обмену оперативной информацией, мониторингу СМИ и Интернет-ресурсов с использованием специализированного программного обеспечения по подготовке специалистов оперативных дежурных смен  «ЦУКС Главного управления»» по работе со СМИ;

привлечение сотрудников оперативных служб к комментированию прогнозируемых ЧС;

оперативное и своевременное реагирование на появление необъективной или недостоверной информации.

Органам исполнительной власти Чувашской Республики, муниципальным районам и городским округам Чувашской Республики, соответствующим комиссиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ)  основные усилия направить на:

совершенствование нормативной правовой и методической базы в области  ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

организацию работы по созданию, накоплению, использованию и восполнению резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера на региональном и местном уровнях, а также на оказание помощи пострадавшему населению Чувашской Республики;

организацию освежения резервов (запасов) СИЗ для населения;

оптимизацию системы подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

подготовку населения, должностных лиц органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах,

проведение мероприятий по развитию сети наблюдения и лабораторного контроля Чувашской Республики и актуализацию нормативных правовых актов по вопросам ее функционирования;

организацию мероприятий по созданию ОКСИОН и СЗИОНТ в Чувашской Республике;

принятие мер по повышению уровня оперативного реагирования органов повседневного управления ТП РСЧС Чувашской Республики, своевременных правильных решений при возникновении пожаров и ЧС с уточнением документов по организации взаимодействия между силами ТП РСЧС Чувашской Республики;

своевременное представление достоверной информации по вопросам создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

осуществление контроля за сохранением в государственной собственности и поддержанием в готовности  фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО), принятие мер по возврату и закреплению в государственной собственности ЗС ГО незаконно включенных в имущественные комплексы приватизированных организаций, и недопущению утраты существующего фонда убежищ и противорадиационных укрытий;

принятие мер по всестороннему обеспечению деятельности АУ ЧР ДПО «УМЦ ГЗ» ГКЧС Чувашии, курсов ГО гг. Чебоксары, Новочебоксарск, учебно-консультационных пунктов;

создание муниципальных курсов ГО;

продолжение работы по формированию в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств на создание и оснащение подразделений пожарной охраны техническими средствами, предназначенными для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

дальнейшее создание и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ) и аварийно-спасательных служб (далее – АСС) необходимыми специальными оборудованием, инструментами и техникой;

обеспечение, в части касающейся, реализации  федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации;

обеспечение разработки и внедрения паспортов безопасности потенциально опасных объектов и административно-территориальных единиц Чувашской Республики;

реализация в Чувашской Республике, муниципальных районах и городских округах Чувашской Республики положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающихся включе­ния в документы планирования правил землепользования и застройки, нормативов градостроительного проектирования и строительства пожарных депо, устройства систем противопожарного водоснабжения и зонирования, обеспечения подъезда и расстановки пожарной техники;

осуществление мер по дальнейшему развитию Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» на территории Чувашской Республики и повышению взаимодействия  ГУ МЧС России по Чувашской Республике с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики в проведении ежегодных республиканских школьных и межрегиональных соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель»;

проведение через средства массовой информации, Интернет-ресурсы и блогосферу профилактической работы, способствующей формированию у населения  культуры и навыков безопасности населения, в том числе в ЧС, связанных с ДТП, бытовыми и лесными пожарами, происшествиями в туристической деятельности, происшествиями на водных объектах;

совершенствование форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также оперативного информирования;

реализация проектов созданиясистемы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»  и автоматизированного программного комплекса «Безопасный город» на территории Чувашской Республики.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

 

Задачи по оперативной подготовке

Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:

участие во Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), выполнению ме­роприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год;

участие во Всероссийском совещании с руководителями органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам ГО и защиты населения;

участие в региональном сборе по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности  и безопасности людей на водных объектах за текущий год и постановке задач на следующий год с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Приволжского федерального округа;

организация и проведение учебно-методического сбора по подведению итогов деятельности ТП РСЧС Чувашской Республики, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год;

участие в смотре-конкурсе на лучший подвижный пункт Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

участие  во всероссийском крупномасштабном учении по ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

участие во всероссийской тренировке по ГО с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Основными формами оперативной подготовки определить:

командно-штабные учения (далее - КШУ) и командно-штабные  (штабные) тренировки (далее – КШТ (ШТ), а также сборы, групповые и практические занятия (тренировки) с органами управления ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики.

Периодичность КШУ, КШТ (ШТ) определить:

не  менее двух КШУ в год продолжительностью до 3 суток с органами управления ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики;

не менее двух тренировок (проверок) в год с силами и средствами ТП РСЧС Чувашской Республики;

Проводить двухстепенные (многостепенные) учения (тренировки). В год, когда не проводятся КШУ, проводить КШТ.

Участие организаций в двухстепенных (многостепенных) учениях (тренировках) засчитывать как проведенные в текущем году КШУ (КШТ).

При проведении учений (тренировок) особое внимание уделить:

организации взаимодействия сил и средств Главного управления МЧС России по Чувашской Республике и ТП РСЧС Чувашской Республики при ликвидации ЧС;

отработке мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения;

оценке реальности имеющихся планов:

ГО и защиты населения;

Действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС;

основных мероприятий на год.

При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики в различные степени готовности и режимы функционирования, защиты населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих  конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Чувашской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Чувашской Республике и муниципальными районами, городскими округами Чувашской Республики.

Темы учений (тренировок) определять исходя из задач, выполняемых
звеньями ТП РСЧС Чувашской Республики, учитывая специфику ЧС, произошедших на территории Чувашской Республики.

В ходе учений отрабатывать вопросы ликвидации ЧС природного и техногенного характера, вызванных природными явлениями, катастрофами и другими стихийными бедствиями, техногенными авариями, в том числе на водных объекте и водном транспорте.

При подготовке и проведении учений (тренировок) совместно с органами исполнительной власти Чувашской Республики, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Чувашской Республике, муниципальными районами и городскими округами Чувашской Республики  выделять в состав штаба руководства заместителя руководителя учений (начальника штаба руководства) и оперативные группы (по согласованию).

Перед началом характерных для Чувашской Республики ЧС (весенний паводок, лесоторфяные пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период и др.) спланировать проведение тренировок по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией с организациями, входящими в сеть наблюдения и лабораторного контроля Чувашской Республики.

Основное внимание при проведении занятий и тренировок по подготовке органов оперативного управления, сил и средств сосредотачивать на приведении Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, подразделения ФПС в высшие степени готовности.

Тренировки по готовности к действиям по предназначению в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике проводить с отработкой реально спланированных мероприятий, действий и сроков, а также функциональных  обязанностей личного состава в соответствии с планом перевода на работу в различных режимах функционирования и степенях готовности. В обязательном порядке одним из учебных вопросов  тренировки по готовности включать вывод оперативной группы на подвижном пункте управления в район ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР).

Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике спланировать тренировки оперативной дежурной сменой  «ЦУКС Главного управления», ЕДДС муниципальных образований и дежурно-диспетчерскими службами организаций.

Для органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики началом учебного года определить первый рабочий день января, окончанием учебного года – последний рабочий день ноября.

Мероприятия по оперативной подготовке с органами управления, силами ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики:

1. Командно-штабная тренировка по вопросам управления силами и средствами Главного управления МЧС России по Чувашской Республике и ТП РСЧС Чувашской Республики с обязательной отработкой вопросов перевода на работу в условиях военного времени (2 раза в год в начале каждого периода обучения);

2. Тренировка  с органами повседневного управления федеральной подсистемы РСЧС (ежеквартально) с привлечением оперативной дежурной смены «ЦУКС Главного управления», ЕДДС муниципальных образований, дежурно-диспетчерских служб (далее -  ДДС) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, организаций. Для проведения тренировок Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике  в срок до 15 ноября 2015 г. подготовить график проведения тренировок на 2016 год и довести его до соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, организаций;

3. Комплексная тренировка (еженедельно по четвергам) с привлечением оперативно-дежурной смены  «ЦУКС Главного управления», Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – ПКЧС и ОПБ), КЧС и ОПБ муниципальных образований, ДДС органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, ЕДДС муниципальных образований;

Для проведения комплексных тренировок Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике  в срок до 15 ноября 2015 г. подготовить график проведения комплексных тренировок на 2016 год и довести его до соответствующих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, организаций;

При проведении комплексной тренировки в обязательном порядке проводить заслушивание диспетчера ЕДДС муниципального образования о выводах из оценки обстановки, организации взаимодействия, проведения первоочередных мероприятий, начальника оперативной группы пожарно-спасательного гарнизона о проведенных мероприятий при реагировании на чрезвычайную ситуацию (происшествие) и председателя КЧС и ОПБ муниципального образования о решении на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и проведении мероприятий по защите населения и территорий;  

4. Тренировка с оперативными дежурными сменами  «ЦУКС Главного управления», ЕДДС муниципальных образований (ежедневно, в четверг в ходе комплексной тренировки).

При проведении комплексных тренировок, тренировки с ЕДДС муниципальных образований планировать с соответствующими ЕДДС, привлекаемыми на комплексную тренировку. 

тренировка по проверке готовности системы видеоконференцсвязи (ежедневно) с привлечением узла связи ЦУКС Главного управления.

             5. Подведение итогов с оперативными службами органов повседневного управления ТП РСЧС Чувашской Республики по организации взаимодействия при ликвидации последствий ЧС на базе ЦУКС ПРЦ, Главного управления с привлечением территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Чувашской Республики, ЕДДС муниципальных образований (ежеквартально);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

6. Подведение итогов результатам реагирования функциональных и территориальных подсистем  РСЧС на базе ЦУКС ПРЦ, Главного управления  (еженедельно по пятницам) с привлечением ЦУКС Главного управления МЧС России по Чувашской Республике,  ЕДДС муниципальных образований;

7. Участие в смотре-конкурсе на звание «Лучший паспорт территории субъекта Российской Федерации» (один раз в год);

8. Смотр-конкурс на звание «Лучший паспорт территории муниципального образования» (один раз в год).

участие в смотре-конкурсе на звание «Лучшая 3-D модель объекта» (один раз в год);

участие в смотре-конкурсе на звание «Лучший подвижный пункт управления территориального органа МЧС России» (один раз в год);

9. Участие в смотре-конкурсе на лучшее содержание, использование защитных сооружений гражданской обороны и их готовности к приему укрываемых  (один раз в год);

10. Участие в конкурсе на звание «Лучший специалист в области гражданской защиты» (один раз в год);

участие в  конкурсе на звание «Лучший специалист по мониторингу и прогнозированию ЧС ЦУКС территориального центра МЧС России»;

участие  в конкурсе на звание «Лучшее Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации Приволжского федерального округа» (один раз в год);

 участие в смотре-конкурсе на звание «Лучшая оперативная дежурная смена ЦУКС» (один раз в год);

11. Участие в смотре-конкурсе на звание «Лучшая ЕДДС муниципального образования»;

участие в смотре-конкурсе на звание «Лучший ЦУКС Главного управления МЧС России по  субъекту Российской Федерации» (один раз в год);

проверка готовности аппаратуры оповещения и каналов связи (ежедневно);

подготовка анализа состояния автоматизации сбора и передачи информации, используемой оперативной дежурной службой, ее обработки и подготовки проектов оперативных решений руководству ПРЦ по предупреждению и ликвидации ЧС (ежемесячно);

12. Заслушивание КЧС и ОПБ муниципальных образований по вопросам готовности проведения мероприятий ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах (еженедельно по четвергам). Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике  в срок до 15 ноября 2015 г. подготовить график заслушивания КЧС и ОПБ муниципальных образований на 2016 год и довести его до муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.

Целесообразно заслушивание председателя КЧС и ОПБ муниципального образования по вопросам готовности и проведения мероприятий ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в день проведения комплексной тренировки соответствующего муниципального образования.

 

Особенности подготовки аварийно-спасательных  и поисково-спасательных формирований

 

            Главной задачей подготовки  аварийно-спасательных формирований (далее-АСФ)  и поисково-спасательных формирований (далее – ПСФ) считать дальнейшее повышение их готовности к ведению поисково-спасательных работ в ЧС, в том числе ДТП.

            Особое внимание обратить на проведение практических занятий, направленных на приобретение  и совершенствование навыков реагирования и действий по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий, ДТП, соблюдение мер безопасности и умение оказывать само- и взаимопомощь.  Проверку готовности АСФ и ПСФ к выполнению возложенных  на них задач проводить в ходе учений, тренировок и всех видов соревнований.

            Проверку готовности АСФ к выполнению возложенных  на них задач проводить в ходе комплексных учений и командно-штабных тренировок.

            Организовать проведение соревнований по многоборью среди ПСФ и АСФ Чувашской Республики.

            Подготовку руководящего состава АСФ и ПСФ направить на выработку организаторских и методических навыков по проведению комплекса мероприятий по подготовке и организации выполнения задач в соответствии с предназначением.

            Основными формами подготовки руководящего состава считать участие в различных видах учений, тренировок, комплексных и целевых проверок, а также реагирование на реальные ЧС.

            Повышение квалификации руководящего состава АСФ и ПСФ осуществлять на курсах повышения квалификации в Академии гражданской защиты МЧС России, Академии Государственной противопожарной службы МЧС России и в ходе проведения сборов по планам МЧС России, ПРЦ и Чувашской Республики.

            Подготовка спасателей.

            Повышение квалификации спасателей проводить в учебно-методических центрах или иных образовательных организациях на договорной основе, а также на базе центров подготовки спасателей и федерального государственного учреждения «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд» («Центрспас»). Спасателей и специалистов АСФ, ПСФ, подготовка которых требует специального обучения с выдачей соответствующих документов (водолазов, газоспасателей, водителей маломерных судов и др.), направлять для обучения на договорной основе в соответствующие образовательные учреждения, имеющие лицензии.

            Практические занятия по водной, горной подготовкам планировать и проводить не реже 1 раза в период обучения на целевых учебных сборах.

            На учениях и в ходе ликвидации ЧС отрабатывать вопросы взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организациями.

            Противопожарная подготовка.

            Проводить учебные пожарные тренировки не реже 1 раза в полгода, с привлечением сил и средств. Особое внимание обратить на отработку взаимодействия с подразделениями ФПС, КУ ЧР «Чувашская республиканская ППС» при тушении пожаров.

            Обучение методам оказания первой медицинской помощи планировать не реже 1 раза в месяц. Отработку практических навыков в оказании первой помощи в ситуациях, характерных для проводимых поисково-спасательных и пожарно-спасательных работ, проводить в ходе занятий, на тренировках и учениях в условиях, максимально приближенных к условиям ЧС, характеризуемых сложной (комбинированной) инженерной, радиационной, химической, медико-биологической обстановкой.

            Горная подготовка.

            Основные усилия в подготовке спасателей направить на отработку навыков передвижения по всем видам горного рельефа с применением альпинистской техники и снаряжения, ведению поисково-спасательных  работ в подземных пустотах природного и техногенного происхождения в неблагоприятных метеоусловиях.

            Практические занятия по горной подготовке планировать и проводить в период учебных сборов регионального уровня. Обратить особое внимание на повышение спортивного мастерства участников. Отдельные разделы программы  отрабатывать на местах в соответствии со спецификой и особенностями рельефа местности.

            Водная подготовка.

            Практические занятия по водной подготовке планировать и проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программы отрабатывать на местах с учетом имеющихся возможностей, технической оснащенности и особенностей местных акваторий.

            В ходе занятий дать спасателям необходимый уровень знаний по правилам поведения на водных объектах, эксплуатации судов, организации безопасности плавания, особенностям спасения, оказания первой медицинской помощи людям, пострадавшим на водных объектах.

            Особое внимание уделить обучению правилам и мерам безопасности при проведении спасательных операций на водных объектах.

            Водолазная подготовка.

            Первоначальное обучение и повышение квалификации проводить в условиях специализированных центров (организаций) на договорной основе  в соответствии с  руководящими документами по водолазной подготовке и Межотраслевыми правилами безопасности труда  при ведении водолазных работ.

            Учебно-методические сборы водолазов-спасателей  с отработкой  учебных задач по ведению подводных аварийно-спасательных работ проводить не реже 1 раза в квартал, региональные сборы – ежегодно.

            Специальная подготовка.

            Основные усилия направить на отработку навыков правильной эксплуатации автотранспорта, аварийно-спасательного инструмента и оборудования, приборами поиска и обнаружения  пострадавших, средств навигации, телекоммуникации и связи, умение оперативно устранять  возможные неисправности, освоение новых видов аварийно-спасательной техники и оборудования.

            Особое внимание обратить на выработку твердых навыков применения средств индивидуальной защиты и страховки, соблюдение установленных мер безопасности при работе  с конкретными  видами оборудования, не применять инструменты и оборудование, не прошедшее соответствующих сертификации и освидетельствования органами гостехнадзора, согласно нормативным актам по охране труда.

            Физическая подготовка.

            Занятия проводить 2 раза в неделю по два учебных часа. Особое внимание уделить развитию силовой выносливости, умению переносить высокие физические нагрузки и психологические напряжения. Контрольные проверки планировать и проводить 1 раз в месяц.

            Время, отводимое на зачеты и экзамены, в расчасовку учебных программ не включать. В период экзаменов рекомендуется проводить заседания аттестационных комиссий. Перерыв между периодами обучения использовать для подготовки, развития и совершенствования  учебно-материальной базы, проведения необходимых работ по обустройству спортивных городков и проведения спортивно-массовых мероприятий.

Задачи по подготовке подразделений пожарной охраны

Ежегодно до начала нового учебного года организовывать профессиональную подготовку и проведение занятий в подразделениях пожарной охраны в соответствии с Планом профессиональной подготовки подразделений пожарной охраны.

Подготовка личного состава подразделений пожарной охраны включает в себя следующие виды обучения:

специальное первоначальное обучение;

подготовку личного состава дежурных смен;

специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствующего состава;

служебную подготовку среднего и старшего начальствующего состава;

стажировку;

повышение квалификации;

переподготовку;

самостоятельную подготовку.

Осуществлять подготовку личного состава дежурных смен подразделений пожарной охраны в период дежурства.

Определить начало учебного года – 15 января текущего года и окончание учебного года – 15 декабря.

Подготовку личного состава специализированных пожарно-спасательных частей, специализированных частей по тушению крупных пожаров проводить в порядке, определенном Программой подготовки личного состава подразделений ГПС (2003 г.), а также функциями и задачами, возложенными на эти подразделения.

Организовать отработку нормативов с личным составом подразделений пожарной охраны каждые  дежурные сутки согласно расписанию занятий (в часы плановых занятий и в зависимости  от оперативной обстановки) в соответствии с  Нормативами по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава пожарной охраны.

Номера нормативов, подлежащих отработке во время, предусмотренное распорядком дня, планировать отдельными позициями в расписании занятий по подготовке дежурных смен. Результаты отработки учитывать в учебном журнале, экране выполнения нормативов в кабинете начальника караула (учебном классе) с указанием времени выполнения  и выставлением оценок.

Итоги по отработке нормативов подводить в дежурной смене (карауле) и в подразделении – ежеквартально и за год, по итогам определять лучших по всем должностным категориям. Итоги за год оформлять приказом начальника подразделения.

Организовать подготовку личного состава газодымозащитной службы (далее – ГДЗС) в соответствии с требованиями указания МЧС России от 02.07.2008 № 43-2193-18 «Методические рекомендации по организации и проведению занятий с личным составом  ГДЗС ФПС МЧС России».

Специальную подготовку по должности рядового и младшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны организовывать ежегодно и осуществлять в форме специальных семинаров или инструкторско-методических занятий в подразделениях пожарной охраны по месту службы.

В документах планирования учитывать вопросы подготовки личного состава дежурных смен подразделений пожарной охраны на год, проведение пожарно-тактических учений, занятий с пожарными расчетами по решению пожарно-тактических задач, тренировок со звеньями ГДЗС, подготовку технических служб пожарной охраны.

Совместную подготовку подразделений пожарной охраны проводить в ходе пожарно-тактических учений и тренировок под руководством старшего должностного лица.

Тактическую подготовку начальствующего состава пожарной охраны проводить в соответствии с Организационно-методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава ФПС МЧС России (28.06.2007).

Занятия по решению пожарно-тактических задач проводить в количестве, устанавливаемом начальниками подразделений пожарной охраны, но не реже
1 раза в месяц с каждым дежурным караулом (в дневное и ночное время) пожарного подразделения, в районе выезда которого расположен изучаемый объект в соответствии с расписанием занятий.

Начальникам подразделений пожарной охраны при проведении занятий с выездом на объекты проводить корректировку планов тушения пожаров, а также проверку исправности систем пожарного водоснабжения.

Пожарно-тактические учения проводить на конкретных объектах или населенных пунктах в условиях и темпе, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре.

На учения привлекать силы и средства более одного караула, а также приспособленную для целей пожаротушения  или другую технику.

Совершенствовать практические навыки на учениях начальствующего состава по руководству действиями пожарных подразделений при исполнении ими обязанностей различных должностных лиц на пожаре, отрабатывать вопросы работы штаба пожаротушения, тыла и связи на пожаре, взаимодействие пожарных подразделений с инженерно-техническими работниками объекта и специальными службами, а также приемы и способы тушения пожаров, наиболее полно совершенствовать физическую подготовку и морально-волевые качества личного состава.

Тренировочные учения проводить под руководством начальников (заместителей начальников) подразделений пожарной охраны (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже 1 раза в квартал).

Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводить при инспектировании деятельности подразделений пожарной охраны или при подведении итогов подготовки за год (не реже 1 раза в год).

Обеспечить качественную подготовку подразделений пожарной охраны путем проведения практических занятий по изучению нормативной правовой базы, регламентирующей отношения по направлению деятельности и предназначению в мирное и военное время.

Показные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями пожарной охраны в масштабе гарнизонов пожарной охраны не реже 1 раза в полугодие (по одному в зимний и летний периоды обучения). На показные учения привлекать весь начальствующий и личный состав, свободный от несения службы.

Количество пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач в границах территориального или местного гарнизона пожарной охраны определяется Программой подготовки.

Доведение организационно-методических указаний

В целях осуществления координации и методического руководства подготовкой органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также своевременной и качественной подготовки на всех уровнях государственного и муниципального управления организационно-планирующих документов по подготовке органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики на 2016 год настоящие Организационно-методические указания довести до 25 декабря 2015 года до органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Чувашской Республике, муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.

 

 

 

И.о. председателя Кабинета Министров  Чувашской Республики – руководитель гражданской обороны  Чувашской Республики

 

 

И. Моторин

 

 

 

                  

 

Инструктивно-методические указания
15
25 сентября 2015 года
29 сентября 2015 года
Поделиться